После вкусного обеда можно с новыми силами продолжить прогулку. Если после выхода из синагоги продолжить идти по 2-му Вышеславцеву переулку, то через 100 метров он закончится, одновременно пересекаясь с Новосущевской улицей. На этом углу, по адресу ул. Новосущевская, д. 15 расположен кошерный супермаркет «КОШЕР ГУРМЭ». На сайте магазина рассказывается об основных принципах кашрута, объясняется, почему, покупая продукты в этом супермаркете, вы заботитесь о здоровье своей семьи. Но вот прайс-лист товаров отсутствует. Не мудрено! Здоровая правильная еда не каждому по-карману. Если я вас не напугала дороговизной, то заходите. На 300 кв.м. торговых площадей вы найдёте 15000 различных кошерных товаров, почти на 3/4 привезенных из Израиля, а остальные из Европы (интересно, это в обход санкций? или супермаркет территорией России не считается?).

Тем же, кого не интересует заморская полезная еда, я предлагаю пройти мимо, преодолеть Минаевский проезд, в который перелился переулок, и дойти до Вадковского переулка. В угловом доме № 7/37 в стиле модерн с эркером и козырьком над входом располагался особняк почетного гражданина А. В. Маркина, а теперь находится "представительство святого Престола", то есть посольство Ватикана.

Район четырёх р...

Район четырёх р...

Второй дом справа, с номером 5, является редким памятником позднего модерна. Это здание было специально построено для воспитательного центра для детей рабочих окраин «Сетльмент». Это было одно из интереснейших педагогических начинаний дореволюционной России. Архитектор здания А.Зеленко лично был соучредителем данного общества. Другим стал молодой педагог С.Шацкий. Общество создавалось по образцу американских воспитательных общин. Необходимые для строительства 40000 рублей были ими собраны у московского купечества. На окраине Москвы был куплен участок земли и построено это здание с окнами разного размера и ритма. В 1907 года здесь начали действовать детские кружки, учебные классы, мастерские, библиотека, небольшой театр и небольшая обсерватория (её организовал математик и астроном М.В.Васнецов, сын известного художника). Это был первый опыт в России по организации учебно-воспитатеольной работы по месту жительства.

В это время Россию уже сотрясали политические бури. В 1908 г. «Сеттлемент» был закрыт, из-за опасения, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей» и ведут революционную пропоганду. Зеленко и Шацкий были арестованы, но вскоре отпущены. Обвинения не подтвердились. Шацкий возобновил педагогическую деятельность в одиночку. Детская комунна возродилась под названием общества «Детский труд и отдых». Она пользовалось большой популярностью в Москве и представляла собой самоуправляемые школу и детский сад для бедных.

После 1917 года общество «Детский труд и отдых» было преобразовано в «Первую опытную станцию по народному образованию». Ещё через год Шацкий открыл на её базе "Школу радости". Когда школа переехала в другое здание, здесь открылся дом Дом пионеров. Однако сейчас детей из здания выселили. Памятник архитектуры занимает головной офис РИАбанка. Так что увидеть изнутри зал для театральных постановок на первом этаже, 28 помещений для занятий группами, душевые и различные подсобные помещения вы вряд ли сможете. Только помещение операционного зала. Возможно, внутри здание изменилось не меньше, чем снаружи. Облик особняка сильно упростился: фактура стен с набрызгом «под шубу» заменена гладкой штукатуркой, уничтожены каминные трубы, придававшие «замку» романтичности, оконные переплеты темного дерева сменили пластиковые стеклопакеты.

На окраине Москвы, неподалеку от Новослободской улицы, в 1907 г. по проекту А.У. Зеленко было построено здание для одного из интереснейших педагогических учреждений дореволюционной России.

«План здания, построенный на свободном соединении внутренних пространств, был максимально приспособлен для организации детского быта. Снаружи здание приобрело причудливый облик; оно невелико и уподоблено средневековому игрушечному замку, строится из разнообразных и разномасштабных круглящихся, прямоугольных, граненых объемов, сросшихся вместе и приобретших упругую пластичность, скульптурность форм. Его наружные массы ничем не декорированы, имеют подчеркнуто грубую шероховатую фактуру, как бы выдавлены изнутри; оконные проемы различной формы располагаются в разном порядке и ритме, следуя характеру и размерам помещений. Заложенные в архитектурном облике здания динамика и экспрессивность делают его редким памятником романтического истолкования стиля модерн на позднем этапе его развития» (М. В. Нащокина).

В 1903-1904 гг. А. Зеленко (автор проекта особняка П.В. Лоськова в Мансуровском переулке) совершил кругосветное путешествие. В Америке он проникся идеей изучения методики воспитания и педагогики. В Москве он познакомился с молодым педагогом С.Т. Шацким. Вместе они создали общество «Сеттлемент» по образцу американских общин для воспитания подрастающего поколения.

На деньги, собранные среди купечества, они выкупили участок земли в Сущевской части и выстроили дом, где устроили классы, кружки, библиотеку, театр и прекрасно оборудованную математиком и астрономом М.В. Васнецовым, сыном художника, народную детскую обсерваторию, в разные годы руководимую К.Л. Баевым, А.А. Михайловым, П.И. Поповым - известными впоследствии учеными.

В 1908 г. «Сеттлемент» был закрыт: власти посчитали, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей». Зеленко и Шацкий были арестованы, но вскоре отпущены за отсутствием состава преступления. Зеленко на несколько лет уехал в Америку, а Шацкий возобновил деятельность учреждения под названием общества «Детский труд и отдых». Оно пользовалось большой популярностью в Москве и представляло собой самоуправляемые школу и детский сад для бедных.

После 1917 г. тут разместилась «Первая опытная станция по народному образованию». А в 1918 г. Шацкий создает здесь «Школу радости» (позже -школа № 204 им. Горького). Особое внимание придавалось эмоциональной окрашенности обучения. Здесь училась Лилиана Лунгина - переводчица «Малыша и Карлсона», жена и мать С. и П. Лунгиных.

В 1936 г. школа переехала на угол Тихвинской ул. и Сущевского вала, а в доме открылся районный дом пионеров. В конце 1990-х гг. здание реконструировали для делового использования. Облик особняка сильно изменился и «удешевился»: фактура стен с набрызгом «под шубу» заменена гладкой штукатуркой, уничтожены каминные трубы, придававшие «замку» романтичности, оконные переплеты темного дерева заменили стеклопакеты.

Следующий дом по Вадковскому тоже очень интересен.

Редкий памятник позднего модерна, в стиле протофункционального модерна.

Это примечательное здание, причудливой формы, состоящее как бы из нескольких различных объемов. Здание это спроектировал один из талантливых зодчих эпохи модерна Александр Устинович Зеленко. Это необычное здание было выстроено для одного из самых замечательных педагогических учреждений старой России.

В начале 1905 года А.У. Зеленко вернулся из поездки по Соединенным Штатам, восхищенный тем, какое значение американцы придают воспитанию молодежи. Теми же воспитательными идеями был одержим молодой педагог Станислав Теофилович Шацкий. Познакомившись, Зеленко и Шацкий решили посвятить себя воспитанию подрастающего поколения. Для своей работы они выбрали отдаленный район, населенный бедняками – Сущево и Марьину Рощу.

В начале 1907 году Зеленко и Шацкий собрали среди крупного купечества около 40 тысяч рублей, крупнейшим финансовым вкладом был Второва, купили участок и за год выстроили на нем детское учреждение. В котором тут же начали действовать детские кружки, учебные классы, мастерские, библиотека, небольшой театр.
Здесь в 1907 г. была открыта народная обсерватория под руководством педагога Шацкого С.Т.
Она пользовалась особой известностью, здесь юными астрономами руководили, ставшие позднее известными учеными, К.Л. Баев, А.А. Михайлов, П.И. Попов. Обсерватория была оборудована трудами сына художника В.М. Васнецова.

Сто лет назад, когда здание было построено, его покрывал слой толстой штукатурки с набрызгом "под шубу" грязновато-серого цвета, а окна были оправлены в темное дерево.

По сути это был детский сад для бедных, функционировавший на основе самоуправления.
Новое детское учреждение приобрело необычайную популярность по всей Москве. Его заметили и власти и обнаружив, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей», быстро закрыли его. Однако, деятельность этого учреждения вскоре была возобновлена под названием общества «Детский труд и отдых».
После переворота большевиков общество стало Первой опытной станцией по народному образованию. Здесь была школа в которой училась Лилиана Лунгина.
После войны здесь находился дом пионеров, а теперь здание занимают различные организации.

UPD А теперь давайте рассмотрим старые рисунки и фото этого здания с Олдмоса:

Фото из архива СВ.Почитаем что у Нащокниной написано
"План здания, построенный на свободном соединении внутренних пространств, был максимально приспособлен для организации детского быта. Снаружи здание приобрело причудливый облик; оно невелико и уподоблено средневековому игрушечному замку, строится из разнообразных и разномасштабных круглящихся, прямоугольных, гранёных объёмов, сросшихся вместе и приобретших упругую пластичность, скульптурность форм. Его наружные массы ничем не декорированы, имеют подчёркнуто грубую шероховатую фактуру, как бы выдавлены изнутри; оконные проёмы различной формы располагаются в разном порядке и ритме, следуя характеру и размерам помещений. Заложенные в архитектурном облике здания динамика и экспрессивность делают его редким памятником романтического истолкования стиля модерн на позднем этапе его развития"

Основателем первого в России внешкольного образовательного учреждения был Шацкий Станислав Теофилович (1878 - 1934), педагог, сын польского дворянина-однодворца. Ш. окончил Московский университет (1903), затем Московский сельскохозяйственный институт. В 1905 организовал первые в России клубы для детей и подростков из беднейших семей района Марьиной рощи и Бутырской слободы, а также летнюю колонию в Щёлкове под Москвой. В 1906 создал общество «Сетлемент» (совместно с другими педагогами; в 1908 общество закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован).

В 1911 вместе с женой В.Н. Шацкой основал на общественных началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» в Калужской области с городским отделением в Москве. В 1919-32 руководил первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Член учебно-педагогической секции Государственного Учёного совета (ГУСа) с 1921 и коллегии Наркомпроса РСФСР с 1929. В 1932-34 директор Московской консерватории.
Сам клуб существует и сейчас, уже 103 год, на Тимирязевской улице.

"ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ"

Общество по воспитательной работе с детьми, организованное С.Т. Шацким в 1909-19, Москва. Продолжило деятельность общества "Сетлемент", включив в свой состав его воспитательные учреждения (детский сад, клуб, школу). В обществе сотрудничали педагоги А.У. Зеленко, Н.О. Массалитинова, А.А. Фортунатов, В.Н. Шацкая, Л.К. Шлегер. Общество осуществляло эксперимент по организации педагогической деятельности сообщества воспитателей и воспитанников на принципах творческого подхода к развитию личности, организовало (впервые) детские игровые площадки для детей, оставшихся без присмотра родителей, летнюю колонию "Бодрая жизнь" и др. В 1919 общество вошло в состав 1-й опытной станции по народному образованию при Наркомпросе РСФСР.

Педагогический энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое "ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ" в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТРУД в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-01 Time: 11:50:24 * Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так если тяжесть его окажется …
  • ТРУД
    Наблюдать во сне домашнее животное, нагруженное тяжелой ношей, означает, что Вы преуспеете в делах, однако, не всегда будете справедливы к …
  • ОТДЫХ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне, что Вы отдыхаете, предвещает, что скоро Вы окажете гостеприимство приятным, но незнакомым людям.Если юная особа во сне …
  • ТРУД в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    172728, Тверской, …
  • ТРУД в Словаре экономических терминов Васильева:
    — использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических …
  • ТРУД
    НАЕМНЫЙ - см. НАЕМНЫЙ ТРУД …
  • ТРУД в Словаре экономических терминов:
    МОНОТОННЫЙ - см. МОНОТОННЫЙ ТРУД …
  • ТРУД в Словаре экономических терминов:
    - один из четырех основных факторов производства: осознанная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления …
  • ОТДЫХ в Словаре экономических терминов:
    ЕЖЕДНЕВНЫЙ - см ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОТДЫХ …
  • ТРУД в Кратком церковнославянском словаре:
    - труд, болезнь, недуг; делание дела с усердием, страдание, …
  • ОТДЫХ в Энциклопедии трезвого образа жизни:
    — процесс восстановления работоспособности либо в состоянии покоя, либо при такой деятельности, которая снимает утомление. Различают два основных способа отдыха: …
  • ТРУД в Медицинских терминах:
    целесообразная деятельность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей; физиология и гигиена Т. занимают важное место в советской медицине …
  • ОТДЫХ в Медицинских терминах:
    процесс восстановления работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, вызвавшей …
  • ТРУД
  • ОТДЫХ в Большом энциклопедическом словаре:
    состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению …
  • ОТДЫХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    состояние покоя или деятельность, восстанавливающие работоспособность. В физиологическом смысле О. - состояние особой деятельности, когда клетка, оставаясь свободной от работы, …
  • ТРУД ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
    (экономическая теория). — Политическая экономия занимается теми видами Т., которые имеют отношение к хозяйственной деятельности человека. Это общее положение, однако, …
  • ТРУД ЖУРНАЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ежемесячный журнал, издававшийся в виде прибавления к "Всемирной Иллюстрации", с 1891 по 1895 гг. Первоначально выходил 24 раза в год, …
  • ТРУД ГАЗЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    газета политико-литературная. Издавалась в Тифлисе Тер-Мемексетовым, на русском и армянском языках. Всего вышло несколько номеров: в 1879—80 гг. №№ 1 …
  • ТРУД в Современном энциклопедическом словаре:
    целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд …
  • ТРУД в Энциклопедическом словарике:
    целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд …
  • ТРУД в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. …
  • ДЕТСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое. 1. см. дети и детство. 2. перен. Не свойственный взрослому, незрелый. Детские рассуждения. II сущ. детскость, -и, …
  • ОТДЫХ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Проведение нек-рого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил. Нужен о. кому-н. На отдыхе кто-н. (в …
  • ТРУД
    "ТРУД", ежедн. обществ.-полит. газета, с 1921 (до нач. 1990-х гг. орган ВЦСПС), Москва. Учредитель (1998) - Автономная некоммерч. орг-ция "Редакция …
  • ТРУД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (экон.), целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на произ-во товаров и услуг. …
  • ОТДЫХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОТДЫХ металлов, нач. стадия процесса возврата деформир. металла, протекающая при низкотемпературном нагреве (до 0,2 t пл) и связанная с …
  • ОТДЫХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОТДЫХ, состояние покоя либо такого рода деятельность, к-рая снимает утомление и способствует восстановлению …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ, группа дет. заболеваний, обусловленная внутриутробным поражением головного мозга, черепно-мозговой травмой при родах, разл. заболеваниями в раннем детстве, …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ ФОНД ООН (United Nations Children"s Fund; ЮНИСЕФ), созд. в 1946 как междунар. орг-ция чрезвычайной помощи детям в разорённых войной …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ ТРУД, труд детей, т.е. лиц, не достигших трудоспособного возраста. По данным Международной орг-ции труда, в нач. 1990-х гг. работающих …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ ТЕАТР, проф. т-р для детей и юношества. В России первые Д. т. были созданы в 1920-21 (в т.ч. Центр. …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ САД, учреждение для обществ. воспитания детей дошкольного возраста. Впервые создан Ф. Фребелем (1837, Германия). В России - с 60-х …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ ДОМ, в России воспитат. учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Имеются Д.д. дошкольные, школьные (гос.), семейного типа и …
  • ТРУД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (экономическая теория). ? Политическая экономия занимается теми видами Т., которые имеют отношение к хозяйственной деятельности человека. Это общее положение, однако, …
  • ТРУД
    тру"д, труды", труда", трудо"в, труду", труда"м, тру"д, труды", трудо"м, труда"ми, труде", …
  • ОТДЫХ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    о"тдых, о"тдыхи, о"тдыха, о"тдыхов, о"тдыху, о"тдыхам, о"тдых, о"тдыхи, о"тдыхом, о"тдыхами, о"тдыхе, …
  • ДЕТСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    де"тский, де"тская, де"тское, де"тские, де"тского, де"тской, де"тского, де"тских, де"тскому, де"тской, де"тскому, де"тским, де"тский, де"тскую, де"тское, де"тские, де"тского, де"тскую, де"тское, де"тских, …
  • ТРУД в Словаре эпитетов:
    Человеческая деятельность; работа, требующая затраты физической или умственной энергии; усилие, результат работы. О полезном, радостном, значительном по результатам труде. Активный, …
  • ОТДЫХ в Словаре эпитетов:
    Активный, безмятежный, благостный (устар.), блаженный, гарантированный, длительный, долгий, долгожданный, законный, заслуженный, короткий, кратковременный, непродолжительный, отрадный, полезный, полноценный, полный, прекрасный, приятный, …
  • ДЕТСКИЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ая, -ое 1) Относящийся к детям, им принадлежащий. Детские ясли. Детский дом. Детские игры. Детская речь. Детская смертность. Детское творчество. …
  • ТРУД в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ТРУД в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Урок …
  • ТРУД в Словаре синонимов Абрамова:
    см. дело, книга, работа || напрасный труд, нести труды и заботы, с …