Педагогическое эссе “Сердце отдаю детям!”
Обычный рабочий день. На улице поздняя осень. В пасмурное сумрачное утро выхожу из дома и направляюсь по протоптанной тропинке на любимую работу в школу. Под ногами шелестят опавшие листья. Впереди толпа ребятишек торопится на занятия по той же тропинке. Дети весело и громко о чем-то говорят. Им хорошо и радостно. Радостно и мне, оттого, что я в очередной раз встречусь с ними.
Каждый из нас проходит свой путь на долгой дороге жизни. Пути человека соприкасаются с путями других. Мой жизненный путь постоянно соприкасается с путями учеников. И на этой дороге каждый из нас обогащается в результате общения друг с другом.
Сегодня, оказавшись с детьми на одной дороге, которая приведет нас в школу, я радуюсь, что вновь смогу общаться с ними, помогать им в правильном выборе жизненного пути в будущем.
11 лет назад я выбрала свою дорогу. Она привела меня в школу. Сегодня я – учитель башкирского языка и литературы. Моя главная цель – заинтересовать своим предметом учеников, отправляя их в далекое путешествие в страну Знаний.
Жизнь – сложна и интересна, и не позволяет останавливаться на достигнутом. Необходимо самой постоянно совершенствоваться, развиваться, учиться. Выбрав когда-то этот путь, я ни сколько не жалею. Рядом всегда мои любимые ученики, надежные друзья. В этом отношении судьба, пожалуй, всегда благосклонна ко мне. Радуюсь, что чувство глубокой благодарности всегда присутствуют во мне.
Куда сегодня ведет меня эта дорога? В любимую школу, где вот уже много лет продолжаю восхождение по ступенькам вверх. Будет ли удачным это восхождение – зависит во многом от меня, и я прилагаю для этого все усилия. Стараюсь, во-первых, найти подход к каждому ребенку, во-вторых, увлечь его своим предметом, в-третьих, быть щедрой на похвалу, которую заслужили дети, добившись небольших результатов. Всегда радуюсь, когда дети ждут меня, делятся со мной своими достижениями и неудачами, просят совета и помощи, а я всегда тороплюсь встретиться с учениками. В этом есть глубокий смысл жизни.
Каждый раз, войдя в класс на урок, вижу глаза детей. Я всматриваюсь в их глаза: сколько в них чувств, переживаний! Глаза ребенка – это состояние души, в которой можно узнать многое. Они ждут от меня чего-то нового, необычного и интересного… Полученные учениками знания они проявляют в конкурсах, викторинах. И даже небольшой успех окрыляет ребенка, способствует более глубокому познанию предмета. Естественно, это помогает развивать интерес. Развиваются способности ученика. Он учится трудиться, познавая все новое и новое. И тогда рано или поздно каждый сумеет найти свои пути в общем образовательном пространстве, совершая очередное путешествие по выбранному маршруту.
Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно он ни объяснял, если он лишен терпения, сердца, любви к детям, настоящим мастером своего дела он не станет. Без этого трудно найти общение с учениками, наладить с ними контакт. Если дети видят, что этот учитель может понять их внутренний мир, в любую минуту сможет помочь, то они пойдут за ним и будут всегда рядом.
Школа – это фундамент науки и мастерская человеческой души и характера. Ученик станет взрослым только завтра, а сегодня – он ребенок, который нуждается в теплоте и заботе, понимании и уважении, а главное в любви. И все это ему может дать Педагог.
Закончился еще один рабочий день. В школьных коридорах становится тихо, не слышно детских голосов. Я возвращаюсь домой. Иду по той же тропинке и размышляю о том, что я сделала.… А завтра снова напряженный день. И таких дней будет еще много и много. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след своих воспитанников, научить их жить и быть достойными гражданами своей страны. Это моя жизнь, мое счастье!

Эссе.

«Сердце отдаю детям».

Варакина Анна Михайловна.



Каких профессий только нет:

Художник, повар и поэт,

Учитель, доктор и аптекарь,

Но есть еще библиотекарь.

Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет!

Непосвящённым хочу напомнить, что в былые времена на должность библиотекаря не только в России назначались учёные люди, академики. Интересен тот факт, что в своё время библиотекарями были: баснописец И. А. Крылов, писательница Л. Сейфуллина, поэты А. Ахматова, И. Гёте и другие. А у нас в школе - это Анна Михайловна.


Я хочу рассказать о прекрасном учителе и библиотекаре Варакиной Анне Михайловне.

Что же означает "быть библиотекарем"? Чаще всего отвечают одной фразой: "выдавать книги". Считается, что в таком месте как библиотека любой сможет работать. А посему искренне удивляются тому, что библиотечная профессия требует знаний, подготовки.

Анна Михайловна убеждена: библиотекарем нельзя стать, им надо родиться, впрочем, как и актёром, музыкантом, художником.

Анна Михайловна родилась в 1937 году в Омской области, Большеуковском р-оне, деревне Поспелово, которая названа так в честь её близких и родных. Училась в школе, закончила 7 классов, затем кульпроссвет школу в г. Тара, институт культуры в городе Улан Удэ, приехала на Сахалин в село Виахту, работала завклубом, затем приехала в Александровск Сахалинский, работала в горкоме комсомола, вышла замуж и приехала в Синегорск в 1965 году, работала пионервожатой в нашей школе.


Профессия старшей пионервожатой – это быть «взрослым ребенком». Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы понять ребенка, и чтобы он в свою очередь мог понять тебя, последнему необходимо стать в какой-то мере ребенком». Танцы, песни, праздники, участие в соревнованиях, конкурсах, сбор макулатуры, металлолома, поездки на картошку, пионерские лагеря, пионерские костры… Быть пионером было почетно. Каждый ученик стремился в первых рядах надеть на свою шею красный галстук – треугольный символ пионерии. На призыв старшего вожатого «Будь готов!» пионеры отвечали: «Всегда готов!» и отдавали салют. Дружина нашей школы носила имя Зои Космодемьянской.

Молодая вожатая сразу же понравилась ребятам. С её приходом в школу жизнь закипела: это концерты художественной самодеятельности на шахте, больнице, торге, в колхозах и совхозах; это соревнования отрядов, торжественные собрания, праздники, сборы.

Большую работу проводили по оказанию помощи престарелым людям и ветеранам войны. Эта работа называлась - Тимуровская. К празднику Победы устраивали встречи с ветеранами войны и труда, где чествовали своих ветеранов, и вся школа знала их. Интересными были смотры песни и строя. Каждый отряд представлял какой-то род войск. Если отряд назывался «моряки», то пели песню про моряков, «танкисты» - свою и т.д. На такие смотры приглашали ветеранов войны и людей, пришедших их армии. Очень хорошо была налажена работа с младшими классами. Пионеры были прикреплены за каждым классом, октябрятским отрядом. Они занимались с младшими - готовили к каким либо соревнованиям, проводили игры, помогали готовиться к приему в октябрята или пионеры. А сколько субботников было проведено! Всегда звучал смех, слышались шутки – ведь выходила вся школа! А это около 1200 человек! А игра «Зарница»?! За месяц обсуждался план действий: кто «синие», кто «белые», придумывали нашивки, изготавливали самодельные ружья, рыли окопы. Работала «разведка» и «штаб». Ползали, «стреляли», кричали «Ура!», брали штурмом «врага»…А потом пили чай, подводили итоги, мокрые, уставшие, но довольные шли домой.


Особенно интересной - веселой, шумной была подготовка к Новогодней елке. В проведении Новогодней елки был задействован и Совет дружины, советы отрядов, которые готовили Дедов Морозов, Снегурочек, клоунов и т.д. Для праздничного представления. Новогодний праздник обязательно был костюмирован. Проходил конкурс на лучший костюм. Костюмы шили и сами, и помогали родители. А организатором и заводилой была Анна Михайловна.

С 1967 года работает Анна Михайловна библиотекарем в Синегорской школе.

Анне Михайловне свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Её принцип «Все для читателя». Она находится в той точке человеческого бытия, в которой повседневно соприкасаются скупость и щедрость, прошлое, настоящее и будущее, мир книг и мир людей. Где одно переходит в другое, требуя больших усилий по соблюдению меры и равновесия.

Она считает, что библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новым. Служа другим - растешь и сам. Академик Д. Лихачев назвал библиотекаря «ученым, который целиком отдает себя другим».

Что и сколько должен знать библиотекарь? Дети отвечают на этот вопрос очень кратко, одним словом: «Всё!». Анна Михайловна считает, что её профессия уникальна тем, что у неё нет границ. Библиотечный день не похож один на другой. И это ей очень нравится. «Я не знаю, каким будет мой сегодняшний читатель, что приведёт его сюда. Что предложить тебе, мой читатель, чем заинтересовать, чтобы взволновать твою юную душу? От того, понравится ли ему выбор, сделанный вами, зависит многое»

Как сказала А. Ахматова:

«А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад»

Можно с уверенностью сказать, что школа начинается с библиотеки, а значит с профессии школьного библиотекаря тоже.

«Очень хочу, чтобы и в век XXI,

Век компьютеров и телефонов,

Всё также горели глаза ребят,

Незамутнённо, светло и ясно,

Над книгой любимой, когда все спят.

Тогда работа моя не напрасна...»


Анна Михайловна является человеком особенного внутреннего склада. Ей мало одного образования. В 1975 году она поступила в Южно – Сахалинский пединститут. И получила новую специальность: учитель истории и обществознания. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Эти слова великого русского писателя Л.Н.Толстого полностью подходят Анне Михайловне.

Она - учитель. Наверное, это главное в её жизни дело, которое она очень любит и не представляет себя без него. Учить детей, учиться вместе с ними - девиз её работы, которая приносит счастье, радость, ведь я знаю, что утром её ждут ученики, которые хотят узнать что-то новое.


Стремится научить детей взаимоуважению, воспитывать толерантность по отношению к другим. Её предмет, обществознание и история, идеально для этого подходит. Мы вместе учимся понимать и принимать других и себя в том числе.

Каждый урок Анны Михайловны- это кусочек жизни. Она учит всему, что знает и любит, без фальши в отношениях. Её цель обучения состоит в том, чтобы сделать учеников способными развиваться дальше без помощи учителя. Её задача - дать возможность ученику на несколько минут стать настоящим исследователем, ведь каждому ребёнку от природы дарована склонность к познанию и исследованию.

Анна Михайловна говорит: «Я живу для того, чтобы мои ученики прошли ступени восхождения к высотам духовного богатства, подлинной человеческой красоты. Это и есть мой путь – путь Учителя, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и быть достойными гражданами своей Родины».

Криворотова Елена Олеговна,

педагог дополнительного образования

МАУДО «Центр детского творчества»,

г. Нижневартовск

Эссе «Я – педагог»

Я – педагог. Сколько смысла можно вложить в эти слова… Жизнь так быстро пролетает, в мгновение ока... И важно все успеть в жизни: любить, творить, радоваться, восхищаться, а главное, учиться и всю жизнь совершенствоваться. Важно объяснять подрастающему поколению, что узнавать что - то новое это как кислород, шаг к будущим победам, новым достижениям, успеху.

Я – педагог по сценической речи. Сцена, творчество, музыка, театр, выступления, зритель. Моя профессия связана с творчеством. Как ни банально звучит: «Учитель должен учить!». Учитель должен творить и заражать своим творчеством других… Из искры возгорится пламя, главное зажечь в сердце интерес, желание. Человек может все, главное захотеть. «Ценность творчества ребенка заключается в исследованиях и открытиях, а не в том, что получается в итоге, - считает Джин ван"т Хал, автор книги «Творческое воспитание». Творчество не только открывает что-то совершенно новое, оно устанавливает новые взаимосвязи.

Не обязательно быть одаренной личностью, чтобы обладать креативностью – каждый это может. Вопрос не в том, кто вы, а в том, чем вы занимаетесь. Вам нужно только начать искать разные решения, а не довольствоваться одним, и позволить себе быть игривым и любознательным, гибким и разносторонним. Я педагог, уважающий своих детей, помогаю им учиться думать и решать проблемы самостоятельно. Дети, которые не боятся ошибаться, экспериментировать и исследовать, будут изобретать, создавать и находить новые пути. Необходимо поощрять детей даже за незначительный успех. Учите детей фантазировать. "Дар фантазии означал для меня больше, чем мой талант поглощать позитивные знания" – говорил Альберт Эйнштейн.

Что можно подразумевать под творчеством? Творчество это реализация своих талантов. Каждый человек наделен определенными талантами, и когда он проявляет свои таланты, он творит. Поэтому творчество и является результатом деятельности человека. К творческому процессу можно отнести все, что каждый из нас делает с радостью и вдохновением. Для меня и является главным реализовать творческий потенциал детей.

Абсолютно к любому делу можно подойти творчески. Будь это приготовление кулинарного изделия, сервировка стола, решение задачи по математике, изготовление поделки и т.д. Люди, которые, всегда творчески выполняли свою работу, становились известными. Это музыканты, художники, писатели, архитекторы, инженеры и т.д. Их деятельность поражает, увлекает, восхищает, волнует остальных людей.

Каждый из нас может быть творческим человеком, главное понять, что больше всего нравится делать, что приносит удовольствие, а также восхищает других людей. Очень важно научиться слушать себя и реализовывать свои таланты, заниматься творчеством.

Творчество приносит удовольствие и радость. Быть творческим человеком, значит думать по-другому, действовать по-другому, прислушиваться к себе. Творчество помогает нам увлекаться окружающим миром, ценить его красоту, а также ценить и других людей. А также помогает нам открывать все больше интересного и удивительного вокруг нас.

Дети с радостью берутся за все новое и проявляют большой интерес к творчеству. Моя задача этот интерес поддержать и развить.

Моя работа, с одной стороны, очень трудна, а с другой, она очень интересная, разнообразная, творческая: я всегда в поисках нового и необычного, ведь отставать от жизни никак нельзя.

«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Эти слова принадлежат выдающемуся английскому писателю XIX века Чарльзу Диккенсу. А что значит усовершенствоваться? Согласно толкованию С.И. Ожегова, это означает становиться лучше, повышать свои знания, улучшать свои навыки, мастерство в чем-либо, идти вперед».

ПЕДАГОГ, А ЗНАЧИТ МОЁ СЕРДЦЕ ОТДАНО ДЕТЯМ»

Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающий звук,
Пока смеётся мне ребёнок,
Я знаю, что не зря живу.

Что можно еще добавить? Учитель - это большое доброе сердце, до краев наполненное любовью и надеждой. Учитель - это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, он способен дарить себя детям без остатка, получая взамен бесценное уважение и безграничную любовь. Каждую минуту мое сердце бьётся для них. Каждый день, каждый урок, каждую перемену около меня дети. Любой из них - это удивительный мир мыслей, это разнообразие взглядов и эмоций, это глубина чувств и переживаний, это соцветие радости и добра...
17 лет я работаю преподавателем в сельской школе, с детства ставшей мне родной. В ней учились мои родители, я сама. И, конечно же, учится мои дети.
Никогда не жалела о том, что я - сельский учитель.
Да, тяжело: школа, занятия с детьми, подготовка к урокам, проверка тетрадей, классное руководство, участие в конкурсах, работа по дому, огород, сад, хозяйство – кажется, всё, сил больше нет! А открываю дверь класса, вижу добрые, открытые, светлые, ясные, любопытные, оценивающие каждый мой шаг, искренние взгляды сельских мальчишек и девчонок, ждущих от меня чего – то нового и интересного, и удивляюсь, откуда берутся силы и желание работать. А всё от того, что я нашла своё призвание и горжусь тем, что я - учитель, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успехов, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту и любовь.
Не секрет, что работать сельским учителем приходится в гораздо более сложных условиях, чем городским коллегам. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля и, как правило, становится известна всем. Но, сельская школа сильна своими традициями, одна из которых - педагогическое творчество. Здесь всегда есть "звезды", у кого учатся, на кого равняются, кого все "от мала, до велика" знают.
Вот уже много лет свою работу строю под девизом: «Творческий учитель – творческий ученик!»
А что же такое «творчество, творческий»? В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления - способность давать ответы, далеко не похожие на обычные. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности решения среди других обычных решений.
Существует мнение, что любовь можно воспитать только любовью, доброту – добротой, совесть. Значит, творчество можно развивать только творчеством. Я полностью согласна с этим. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты. Для того чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство. Современной школе, пусть даже и сельской, нужен творческий учитель. Не преподаватель-предметник, а учитель ведущий, инициирующий
Очень важными качествами современного педагога являются его креативные способности, желание преодолеть традиционность в процессе обучения своему предмету. Я легко преодолеваю стереотипы, готова воспринять и реализовать в своей работе то, что интересно детям именно сегодня.
Не знаю почему, но мне хочется, чтобы в этом непростом и суровом мире, выросло как можно больше творчески одарённых личностей и как можно меньше неспособных в полной мере раскрыть свой потенциал, несчастных и озлобленных на всё неудачников. Ведь творчество ведет к рождению новых идей и нетрадиционных взглядов на вещи и события. Оно настраивает человека на устремленность в те дали, где царит все новое, еще не познанное и не освоенное....
И пусть моё сердце и любовь согреет моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить.
«Урок окончен», – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь...

Рейтинг
Подробности Автор: Степанова Татьяна Владимировна

Самый мой близкий и родной учитель - моя мама, Степанова Татьяна Владимировна. Она учит детей английскому языку. Нужно иметь бездонную чашу терпения, любви и внутреннего огня, чтобы ученики прислушались к тебе, заинтересовались твоим рассказом.

А время? Сколько она тратит времени, проводя весь день в школе, а, придя домой, готовится к завтрашним занятиям. Чтобы провести урок и сообщить даже самое малое и простое, она должна многое знать, много читать, всю жизнь учиться. А кроме уроков – родительские собрания, педсоветы, репетиции и вечера для старшеклассников и родителей.
Я долго размышляла, почему она выбрала такую сложную профессию. Мама рассказывала, что работа учителя привлекала её с самого детства. Так хорошо было рассадить кукол и что-то им рассказывать, а потом ставить в журнал оценки. Большую роль в выборе жизненного пути сыграли мамины учителя, которые «сеяли хорошее, умное, вечное» в детские души и вырастили, воспитали, подготовили к взрослой жизни.
На мой вопрос «В чём ты видишь своё предназначение?», она ответила: « Как учитель, я должна передавать предметные знания. Но ещё я всегда стараюсь помнить, что во все века ценились такие человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта. И главную свою задачу я вижу в том, чтобы помочь маленькому человеку научиться быть Человеком».
Учитель не только учит, но и учится сам на протяжении всей жизни, он не может довольствоваться только знаниями, полученными в институте. Каждый день в мире науки происходят открытия, и задача современного учителя – осваивать новое и применять в своей работе. Книги, интернет, курсы повышения квалификации помогают ей быть в курсе событий, происходящих в обществе и в образовании.
Для плодотворной работы ей пригодилось множество умений: петь, танцевать, рисовать, мастерить, читать стихи, писать сценарии, ставить театральные постановки.
Ко всему происходящему в нашей жизни моя мама старается относиться с чувством юмора, смотреть в будущее с оптимизмом. Этому учит и детей. На своих уроках она всегда найдёт место доброй шутке, что способствует эмоциональной разрядке и хорошему настроению ребят.
Она принимает близко к сердцу всё, что связано со школой и детьми, выступает за справедливость и понимание. И искренне радуется, когда бывшие ученики благодарят её за знания, которые пригодились им в жизни.

Наши учителя жертвуют своим временем, душевным спокойствием ради того, чтобы научить детей разбираться в людях, в самом себе, учат жить и быть людьми. Мало слышит учитель добрых слов от учеников, родителей, всего общества. Всё чаще появляются на экранах телевизоров фильмы и передачи, где обвиняют учителей во всех бедах мира. Но разве они виноваты в том, что не могут мириться с нашей ленью, нежеланием учиться, хамством и бескультурьем. Люди, не знающие всех «прелестей» этой профессии говорят: «Работать учителем просто: только командуй над детьми и упражнения разные давай». Но недостаточно знать только свой предмет. Нужно уметь найти подход к каждому ребёнку, принять его таким, какой он есть, взрастить в нём самые лучшие качества. А самое главное – отдавать ежедневно, из года в год, всю жизнь частичку своего сердца, своей души детям. Именно поэтому Президент России Дмитрий Медведев заявил, что 2010 год будет объявлен Годом учителя.

"Поддерживаю предложения образовательного сообщества об объявлении 2010 года Годом учителя", - сказал Медведев, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Он отметил, что государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе.
Во всём: в полёте над планетой,
В великой щедрости полей,
В станках, в мечте, в стихах поэта
Душа и ум учителей.
Учитель! Сколько надо любви и огня
Чтобы слушали!
Чтобы верили!
Чтобы помнили люди тебя!
Очень верно сказал об учителях поэт. Красиво и величественно. И за каждым словом – труд учителя. Не физический, а душевный. Но тяжёлый и ответственный.
Я не уверена, что в дальнейшем свяжу свою жизнь с педагогикой, но уважение к людям этой профессии, благодарность за их труд я пронесу через всю жизнь.