Специфика организации коллективной деятельности на занятии изобразительного искусства .

В практике преподавания изобразительного искусства существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик её организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельности популярна среди педагогов как наиболее эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству, и поэтому преподаватели ищут новые формы и методы её организации.

Формы коллективной изобразительной деятельности и их классификация.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности. Автор первой классификации М Н. Турро, исследовавший ещё в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ были положены особенности организации совместной изобразительной деятельности обучающихся. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности:

    Фронтальная

    Комплексная

    Коллетивно-производственная.

    фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков обучающихся, сделанных с учётом поставленных педагогом задачи или со знанием смысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце учебного занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

    комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы по одной плоскости, когда каждый обучающийся делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

    коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.

К сожалению, опыт М. Н. Турро в своё время не получил развития, так как содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг. не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы.

Методика организации фронтальной формы такова: разбить большое изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать. Таким образом, лишь в заключение деятельность обучающихся напомнила коллективную. Сложность организации коллективного результата заключалась в том, что умения детей были разного уровня, и не было согласованности в эстетических представлениях учащихся.

В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского учителями – эксперементаторами были выявлены несколько видов коллективной деятельности, которые позже были систематизированы по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу и классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на: парные – работа в паре, групповые – в небольших группах по пять – шесть человек; коллективные – работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом. Такая классификация раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения композиции.

Совместно – индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Совместно – последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного ученика находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно – взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на занятиях изобразительного искусства.

Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организацией работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый обучающийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале учебного занятия, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце учебного занятия, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Методы и приёмы организации совместно-индивидуальной деятельности обучающихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:

    продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;

    выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;

    определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполненных элементах;

    определить технику «сборки» коллективной композиции, т. е. продумать, чем и как будут соединяться между собой или крепиться отдельные детали к общему фону;

    продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для выделения работы по монтажу общей композиции на классной доске.

Роль организатора коллективной деятельности начальных классов выполняет педагог. Во фронтальной роботе с группой обучающихся он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы обучающихся педагог корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, педагогу помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих обучающихся. В конце учебного занятия все обучающиеся принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно-индивидуальной работы на занятии изобразительного искусства во многом зависит от методики организации процесса коллективной деятельности и от принципа организации результата коллективной деятельности, т. е. коллективной композиции.

Если по сценарию учебного занятия обучающиеся не знают о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль педагога в организации коллективного процесса, а так же его результата велика.

К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на занятии изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность всю группу, причём занятия могут проходить в любой аудитории. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, зная, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого обучающегося.

Ещё одно достоинство – возможность проследить вклад каждого обучающегося в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно – последовательной и совместно – взаимодействующей деятельности. Поэтому очень важно развивать у обучающихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причём не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

Совместно – последовательная деятельность и формы её организации на занятии изобразительного искусства.

Совместно – последовательная деятельность как форма коллективного творчества обучающихся встречается довольно редко. Это можно объяснить сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение обучающимися определённой технологической операции, когда результат работы одного обучающегося становится предметом деятельности другого.

К совместно – последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность обучающихся, построенную по принципу эстафеты. Итогом совместной деятельности, организованной по этому принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ни чем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно – индивидуальной деятельности. Но принципиально отличается сам процесс создания коллективной работы. Во время «изобразительной эстафеты» обучающиеся поочерёдно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое сделано предыдущим учениками. В качестве эстафетной палочки на занятии изобразительно искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбик с клеем.

У изобразительной эстафеты есть один недостаток, наиболее остро он проявляется в том случае, когда изобразительная эстафета предполагает поочерёдную работу обучающихся непосредственно на общем фоне. На общем листе могут рисовать одновременно не боле трёх учеников, поэтому остальные томятся в ожидании своего выхода к коллективной композиции. Чтобы сократить время ожидания выхода к доске, можно разбить группу на три подгруппы и вести параллельно три коллективные композиции, то есть предоставить лист для каждой подгруппы. В таком случае возникает ситуация соревнования больших групп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы – «эстафета».

Организация коллективного творчества на основе совместно – взаимодействующей формы деятельности обучающихся на занятии изобразительного искусства.

Совместно – взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности обучающихся на занятии изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на учебном занятии требует от педагога определённых организаторских способностей, а от обучающихся умения общаться в процессе восприятия и практической деятельности.

Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление группы на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих её частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления и планирования. Художественное сотворчество обучающихся начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением.

Такая форма коллективной деятельности требует от каждого обучающегося определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники выполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у обучающихся совершенствуются опыт общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

Посильность заданий и доступность художественных техник для коллективного творчества обучающихся на занятии изобразительного искусства.

Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов организации коллективного творчества на занятии изобразительного искусства.

Коллективная изобразительная деятельность для обучающихся младшего возраста должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой, а для подростков – практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе выполнения коллективного задания.

Посильность задания совместного труда – ещё одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Доступность и посильность, лёгкость в выполнении задания и получения качественного результата совместной работы на первых порах является хорошим стимулом развития творческой активности детей и их интереса к коллективной деятельности. Доступность задания во многом зависит не только от уровня готовности обучающихся к изобразительной деятельности, но и от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике.

Трудности в реализации задуманного, недооценка индивидуально вклада в результат совместного труда отрицательно влияют на интерес к совместной изобразительной деятельности, как у обучающихся младшего возраста, так и старшего.

Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата, могут быть:

    Трудоёмкость задания, для выполнения которого требуется более одного учебного занятия, так как обучающиеся младшего возраста могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;

    Сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;

    Отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции;

    Эклектика изобразительных материалов и средств в исполнении деталей, частей общей композиции.

Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а её результат отвечал эстетическим требованиям нужно воспользоваться следующими советами опытных педагогов изобразительного искусства:

    Лучше использовать цветную бумагу, сделанную самим педагогом (покрасить большие листы в нужные цвета). Окрашенная бумага позволяет обучающимся дорисовывать аппликативные силуэты гуашевыми красками, пастелью;

    Соблюдать единство колорита всей работы, гармонию цвета каждого из планов можно достичь подбором цветной бумаги для работы в каждой из групп обучающихся, выполняющей фрагменты коллективной композиции;

    Соблюдать соразмерность деталей в коллективной композиции, для этого необходимо выдавать обучающимся цветную бумагу, заранее нарезанную на прямоугольники или квадраты определённого размера;

    Давать в начальных классах шаблоны с изображением каких – либо элементов композиции; силуэты шаблонов должны быть разнообразны и предоставлять обучающимся наибольшую возможность для творчества;

    Использовать раздаточный материал и технологические карты в ходе коллективной работы, которые дополнят представление детей о предметах изображения и технологии выполнения задания;

    Техника выполнения совместной композиции должна быть несложной и не требовать много времени для завершения промежуточного этапа работы;

    Показ образцов, коллективных работ прошлых лет делает чётким представление обучающихся об объёме предстоящей работы, а так же об эстетике результата, на который направлена совместная деятельность обучающихся.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБПОУ КО «Калужский педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

по дисциплине МДК 02.03 «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»

тема: «Разные формы организации изодеятельности в дошкольном учреждении»

студентки 2 «В» курса

заочного отделения по специальности «Дошкольное образование»

Кочетковой А.А.

Преподаватель:

Сухоносова Л.К.

Калуга, 2015

1. Введение.

2. Изобразительная деятельность и её значение для развития дошкольников.

а. Виды изобразительной деятельности.

б. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей.

3. Обучение изобразительной деятельности.

4. Рисование.

а. Рисование отдельных предметов.

б. Сюжетное рисование.

а. Скульптура и ее специфика.

б. Виды лепки.

в. Сюжетная лепка.

г. Декоративная лепка.

6. Аппликация.

а. Виды аппликации в детском саду.

б. Задачи и программный материал по аппликации.

7. Конструирование.

а. Особенности конструктивной деятельности дошкольников.

б. Виды конструирования в детском саду.

в. Значение конструирования в формировании личности ребенка.

8. Подготовка детей к школе на занятиях по изобразительной деятельности.

9. Список литературы.

1. Введение

Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов методики изобразительной деятельности входит определение таких методов и приемов воспитания и обучения, которые наилучшим способом влияли бы на развитие детей. На занятиях рисованием, лепкой, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Занятия изобразительным искусством способствуют развитию речи дошкольников, обогащению их словарного запаса.

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок приобретает ряд практических умений и навыков, которые помогут ему в трудовой деятельности (пользование ножницами, молотком и другими инструментами).

2. Изобразительная деятельность и её значение для развития дошкольников

a. Виды изобразительной деятельности

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование -- одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,-- глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается -- объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

b. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом.

В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. На формирование этих моральных качеств должны быть направлены все методические приемы, используемые воспитателем на занятии.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

3. Обучение изобразительной деятельности

изобразительный аппликация конструирование дошкольник

Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей.

Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Одна из основных задач обучения детей -- воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки.

Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.

Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет.

Следующая задача обучения -- развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи -- как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.

Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.

Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

4. Рисование

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

a. Рисование отдельных предметов

Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.

Художник, изображая предмет, идет от наброска основной формы. Дошкольнику, особенно 3-4-летнему, труден такой путь изображения. Он не может представить весь предмет целиком в соотношениях всех его частей. Для него проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу ребенка - закончив одну часть, он вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

b. Сюжетное рисование

Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.

Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, поле).

Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;

научить передавать взаимодействия между объектами;

научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

5. Лепка

a. Скульптура и ее специфика

Скульптура - это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она дает объемно-пространственное изображение и может быть выполнена как в мягком материале - глине, пластилине, так и в твердом - дереве, камне. Скульптуру в мягком материале называют лепкой, пластикой, в твердом - ваянием.

Скульптурные произведения существуют в пространстве и обладают реальной объемностью. Эта особенность отражается и на восприятии зрителем. Обходя скульптуру со всех сторон, он воспринимает ее с разных позиций; рассматривая с одной позиции, он не может представить себе ее решение в целом.

b. Виды лепки

Лепка отдельных предметов. Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями - изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками.

Задачи обучения лепке вытекают из особенностей развития детей и в основном сводятся к общим учебно-воспитательным задачам:

содействовать формированию у детей интереса к лепке;

знакомить их со свойствами материала;

учить правильно пользоваться глиной;

помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;

научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки). Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д.

c. Сюжетная лепка

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

d. Декоративная лепка

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию.

Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом).

6. Аппликация

Аппликация (от лат. appllcatio -- накладывать, прикладывать) -- один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения -- рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону.

Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой -- развитию творческих способностей детей.

a. Виды аппликации в детском саду

Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации -- вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.

Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами).

В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное -- из геометрических и растительных форм и предметное -- из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).

b. Задачи и программный материал по аппликации

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа -- на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

составлять изображение предмета из отдельных частей;

располагать предметы в сюжетной аппликации.

Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм -- силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

7. Конструирование

a. Особенности конструктивной деятельности дошкольников

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

b. Виды конструирования в детском саду

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

конструирование из строительных материалов;

конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

конструирование из природного материала.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду.

Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

c. Значение конструирования в формировании личности ребенка

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте.

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. Это дает возможность обучать детей не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия и подготавливает ребенка к осознанию своих познавательных процессов. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

8. Заключение

Подготовка детей к школе на занятиях по изобразительной деятельности.

В системе образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность -- основное условие существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.

Программы детского сада по изобразительной деятельности и школы по изобразительному искусству предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными умениями и навыками.

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работы над рисунком, лепкой, аппликацией у детей формируются такие важные для умственного развития мыслительные процессы, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация.

Процесс рисования, лепки, аппликации и конструирования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

На занятиях в детском саду формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы. Совершенствование глазомера и конструктивных способностей в процессе занятий конструированием из различных материалов в детском саду подготавливает ребенка к усвоению технических дисциплин в школе (черчение, геометрия).

В итоге целенаправленная подготовка детей к учебе в школе на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду будет способствовать нравственному, эстетическому и умственному воспитанию дошкольников, развитию их художественного вкуса и творческих способностей.

9. Список литературы

1. «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду» под редакцией Н. П. Сакулиной (М., «Просвещение», 1971).

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1990.

3. Любимова В. Некоторые особенности развития художественного восприятии у дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1970. - №7.

4. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.

5. Художественное восприятие дошкольника / Под ред. Б.С. Мейлаха. - 1971.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

7. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., 1983.

8. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной. - М., 1972

9. Аллахвердова Е.Э. Батик, глина, дерево. - М., 2004.

10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999.

11. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992.

12. Костерин Н.П. Учебное рисование. - М., 1980.

13. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1981.

14. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.

15. Косминская В.Б., Васильева Е.И. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1985.

16. Кард В., Петров С., «Пластилин». - Спб., 2001.

17. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. - Ростов-на-Дону, 2002.

18. Мери Энн Ф.Кол и др. Первый рисунок. - Минск, 2004.

19. Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1983.

20. Силивон В.А. Аппликация для самых маленьких. - Минск, 2000.

21. Сделай сам. Альбом твоих аппликаций. - Спб., 2000.

22. Уотт Ф. Я умею рисовать. - М., 2003.

23. Мойстер Н.Г. Лепим из бумаги. - Ярославль, 2002.

24. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.. - М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Прохождение методической практики в детском саду. Государственная программа "Радуга". Консультация для педагогов. Составление конспекта развлечения с родителями. Подготовка и проведение педсовета. Виды планирования и контроля в дошкольном учреждении.

    отчет по практике , добавлен 18.03.2009

    Цели, задачи и виды прогулок в детском саду. Основные требования к санитарному состоянию участка, времени пребывания на свежем воздухе, а также к организации дошкольников на прогулке. Рекомендации для родителей по закаливанию детей дошкольного возраста.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Формирование у детей навыков ручного труда. Основное требование к материалу для плетения. Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду. Методика подготовки воспитателя к занятиям. Задача флористических занятий в детском саду.

    доклад , добавлен 10.01.2010

    Характеристика основных видов музыкальной деятельности ребенка и изучение теоретических основ музыкального образования в детском саду. Проведение педагогического эксперимента по формированию педагогических условий музыкального обучения в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников. Педагогические условия обучения изобразительному искусству. Импровизация в изодеятельности. Игра как форма коллективной работы, ее значение в системе обучения. Разработка игровых занятий.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2009

    Особенности освоения грамматического строя в дошкольном возрасте. Роль игр в развитие речи дошкольников. Особенности адаптационного периода у детей разного возраста в детском саду, а также методика их обучения. Дидактическая игра "Помогите, доктор!".

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Проблемы изучения математики конечных чисел в детском саду. Материальная геометрическая фигура как конечное количество. Работа с геометрическим конструктором. Примеры заданий для дошкольников на изучение геометрии плоских материальных форм в детском саду.

    доклад , добавлен 06.10.2011

    Характеристика и особенности проблемного обучения, специфика его использования в детском саду. Экспериментальное использование проблемного обучения в детском саду, методика и принципы его организации, исследование и оценка практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2010

    Понятие и разновидности лепки, принципы, этапы составления специальной программы по ней в детском саду. Нетрадиционные материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности, особенности работы с ними. Использование "соленого теста" в лепке.

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной (художественно-продуктивной деятельности: рисование — аппликация, лепка — рисование, конструирование – рисование, лепка – аппликация и тому подобное.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от эффективного педагогического руководства.

Если раньше изобразительную (художественно-продуктивную) деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной (художественно-продуктивной) деятельности.

Оценивая работу, педагог учитывает не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Вообще любое общение педагога с детьми можно назвать «занятием», ведь оно предполагает прямое или косвенное обучение, образование, развитие.

Формы организации детей

Образовательное, обучающее, коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое общение предполагает определенные формы организации детей:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • фронтальное.

Форма индивидуального обучения

Индивидуальное общение является диалоговой формой, которая является целесообразной во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе»), рассматривания бытовых предметов, объектов природы, арт-объектов (произведений искусства, в продукте творчества ребенка); проведение изобразительных упражнений и экспериментирования с материалами.

Форма группового обучения

Групповое общение преимущественно является формой совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми).

Форма фронтального обучения

Фронтальное общение предполагает работу воспитателя со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей).

Что такое личностно-ориентированная модель в образовательном процессе?

Личностно-ориентированная модель образования требует адекватных подходов к классификации занятий изобразительной деятельностью. Главное требование к ним — обеспечение диалектической связи сознания и деятельности, реализация полифункционального, интегрированного подхода.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Типы занятий изо деятельности

По характеру деятельности и содержанию можно различать следующие занятия:

  • теоретические (искусствоведческие);
  • практические (изобразительные);
  • комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
  • комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).

На что направлено теоретическое занятие изо деятельности?

Теоретические занятия главной целью имеют введение ребенка в мир искусства, знакомство с понятием «искусство», его видами и жанрами, творческим процессом и прочее.

Эти занятия проводят с раннего возраста, рассматривая с детьми арт-объекты (игрушки, книги, произведения искусства), рассказывая о них (искусствоведческая рассказ); разворачивая беседу (искусствоведческая беседа), художественно-дидактическую игру или арт-терапевтическую сессию («Художественным салоп», «В музее скульптур», «Путешествие в картину», «Народная игрушка», «Что такое архитектура»).

Цель и задачи практических занятий

Практические занятия предполагают активное погружение детей в мир художественной практики: изобразительных материалов, способов художественной обработки материалов, действий с изобразительными средствами, оборудованием для этой деятельности.

На этих занятиях педагог транслирует ребенку другую информацию: о материалах и способах работы с ними. Он ссылается на образ художника и собственными действиями демонстрирует ребенку образец креативного (творческого) поведения.

Например, «Давайте подумаем вместе: как художник осень рисовал», «Где народные умельцы узоры искали», «Как скульптор в глине будущую скульптуру увидел».

Дети знакомятся с различными изобразительными техниками, материалами и способами действий ими. Педагог побуждает детей с раннего возраста к активному манипулированию красками, фломастерами, карандашами, глиной, воском, тестом, строительным материалом, бумагой, тканью, выкидным материалом (коробки, лоскутки, пуговицы, баночки), природным материалом (перья, камни, ракушки-ракушки, ветки, корни, сухостой, кора).

Также он приглашает детей к совместным с ним действиям для осознания более сложных техник (например, оригами, вытыкание, вышивание, флористика, интарсия, плетение).

Как осуществляется изобразительная деятельность на занятиях комбинированного типа?

Комбинированные занятия являются особым видом организованного учебно-развивающего общения педагога с детьми. Они сочетают в себе теоретически-искусствоведческую и практически-творческую части.

Например, дети уточняют информацию о жанре пейзажа и рассматривают репродукции пейзажных картин, обсуждают, обмениваются мнениями о выразительных средствах, цвете, композиции, осуществляют «Путешествие в картину» и выполняют игровые упражнения на развитие воображения, образного мышления, переживания эстетических эмоций, воспроизводят в собственном воображении творческий процесс художника.

Практическую часть занятия могут составлять упражнения на смешивание цветов, например, «Цвета золотой осени». «Цвета поздней осени», «Осеннее небо», или «Рисуем осенние деревья».

Можно предложить творческую работу: «Рисуем пейзаж».

Изобразительная деятельность на занятиях интегрированного типа

Комплексные (интегрированные) занятия предоставляют педагогу возможность развивать у детей целостное, категориальное мировосприятие, а детям - формировать обобщенные способы рисования, целостные представления об искусстве как форме существования красоты, о художественной практике как способе познания мира и его освоения.

Комплексные занятия превращаются в интересные развлекательные представления, шоу, арт-терапевтические сессии и обеспечивают в полной мере идею полифункционального личностно-развивающего подхода, создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении. На этих занятиях педагог является активным участником процесса сотворчества.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности . Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения . Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином .

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка , как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи , удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения , так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений . Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус . Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания .

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения . Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

Каждый ребенок (в условиях целенаправленного воспи-тания) отдает предпочтение тому или иному виду изо-бразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора при решении учебной задачи, он по-лучает оптимальные условия для своего художественного развития.

Формы организации изобразительной деятельности.

Организованные занятия проводятся под руководством педагога. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий. Эти занятия проводятся систематически по заранее разработанному плану и в порядке нарастания сложности.

Часто в дошкольных образовательных учреждениях проводятся интегрированные занятия, объединяющие разнообразные виды художественно-эстетической деятельности: музыкальную, театрально-игровую, речевую, изобразительную деятельность дошкольников. Главная цель таких занятий - возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.

Организованные развлечения как форма работы с детьми дошколь-ного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств.

Праздники, организуемые в дошкольном учреждении, - также важная форма эстетического воспитания.

При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития и эстетического воспитания. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

Самостоятельная художественная деятельность - процесс выражения индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к окружающему миру и к себе (в посильной для него форме). Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индиви-дуальных потребностей. Самостоятельная деятельность отвечает потребно-стям детей, выявляя их художественные наклонности. И хотя дети не всегда правильно поют, не очень точно двигаются, но увлеченность их велика, поскольку делается это по их собственному желанию и инициативе. Для воплощения имеющегося у них замысла дошкольники нуждаются в определенных умениях и навыках, способах самостоятельных действий. Вот почему так важно учитывать связь между музыкальными занятиями и самостоятель-ной деятельностью детей.

Важную роль в успешном проведении коллективных занятий занимает предварительная работа, подготовка оборудования, материала и организация детей. При организации коллективных занятий прежде всего учитываются характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, уровень их сотрудничества.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствует преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.