Компьютеры за пару последних десятилетий по-настоящему захватили мир. Мерцающие экраны телевизоров, компьютеров, ноутбуков, телефонов и планшетов окружают нас повсюду – это реалии, и от них даже при всем желании никуда не деться. В непростом положении оказались современные родители: к стандартной проблеме «отцов и детей» прибавилось абсолютное непонимание мира, в котором живут современные подростки. Да, они так же общаются, ходят в школу и влюбляются, и всё же – они кардинально другие. Больше знают, и их осведомленность в некоторых вопросах порой даже пугает. Меньше гуляют и почти не читают книги. Зачем? Для общения есть социальные сети, а ответ на любой вопрос дадут поисковики. Как понять своего ребенка, так внезапно ставшего подростком? Где грань между действительно необходимым и опасным количеством времени, которое занимает компьютер в его жизни? На эти и другие вопросы, волнующие родителей детей-подростков, мы и постараемся ответить в данной статье.

Компьютер в жизни подростка

Подросток сидит за компьютером (ноутбуком или планшетом) – не правда ли, знакомая и даже банальная картина? Однако если вы видите своего ребенка уткнувшимся в экран постоянно, это начинает по-настоящему пугать.

Давайте разберемся, почему же нынешние подростки так много времени проводят за компьютером. Возраст 13-16 лет – один из самых сложных в жизни человека. Вчерашний ребенок отдаляется от родителей, становясь всё более самостоятельным. Он начинает жить своей, отдельной жизнью. Жить без родителей подростку пока рановато, поэтому выходом становятся частые встречи с друзьями и/или побег в виртуальную реальность. И пусть общение там является поверхностным, для многих молодых девушек и парней оно становится основным окном в мир, дает возможность раскрепоститься и почувствовать себя более значимым. Психологи считают возраст 15 лет пиковым в отношении интернет-общения; впоследствии (теоретически) происходит постепенное угасание интереса к нему.

Скажем так: беспокоиться и контролировать время, проведенное ребенком за компьютером нужно обязательно. Подросток – это еще не взрослый человек, и ответственность за его здоровье несут именно родители. Вы должны дозировать количество экранного времени в жизни своего ребенка. Кроме того, необходимо объяснить ему об основных правилах поведения в Сети: осторожности в общении с незнакомцами, нежелательности сообщения личных сведений даже в приватной переписке. Если подросток очень любит играть на компьютере, ваша задача – проследить, в какие именно игры. Жестокие и кровавые необходимо пресекать на корню. Вообще родителям желательно как можно раньше объяснить подростку, что компьютер необходим в первую очередь для решения рабочих вопросов, а не для игры.

Веские основания для тревоги появляются тогда, когда ребенок становится по-настоящему зависим от веб-общения или компьютерных игр. Он сидит у монитора часами, хочет всё время быть «онлайн» и почти не общается с домашними. В таком случае родителям следует разобраться в причинах, толкнувших подростка в экранный мир и предпринять меры по «вытаскиванию» его оттуда.

Влияние компьютера на здоровье и психику подростков

Современные технологии вошли в каждый дом, и компьютеры в наше время являются неотъемлемой частью жизни. Однако не стоит забывать, что любой вид техники – это лишь средство, и только от нас зависит, будет ли оно приносить пользу или медленно разрушать наше здоровье и психику. В отношении детей и подростков всё в руках их родителей.

Компьютер, несомненно, влияет на подростков, что имеет как плюсы, так и минусы. Несмотря на тревоги родителей, в увлеченности молодых людей и девушек виртуальным миром есть следующие положительные стороны:

1) Интеллектуальное развитие . Разумный подход к использованию компьютера и Интернета позволяет получать огромное количество полезной информации, которая может пригодиться в учебе и реальной жизни. Современные подростки по сравнению с их родителями знают намного больше, хотя эти знания и можно назвать довольно поверхностными.

2) Возможность раскрепоститься . В Интернете подросток, имеющий проблемы с социальной адаптацией, получает возможность стать другим, раскрыться, найти друзей и даже любовь. Ощутив себя интересной личностью, пусть и в суррогатном общении, он может обрести большую уверенность в себе в реальном мире.

И всё же отрицательное влияние компьютера на детей и подростков очевидно. Бесконтрольное количество времени, проводимого у монитора, имеет следующие минусы:

1) Проблемы с концентрацией внимания . Частая смена ярких картинок на экране монитора вполне ожидаемо вызывает рассеянность и ухудшение способности сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности. Причем неважно, о ком идет речь – дошкольнике, школьнике или даже студенте. Эдвард Свинг из Государственного университета Айовы провел исследование концентрации внимания детей, смотревших телевизор или игравших в видеоигры менее чем 2 часа в день (рекомендованные Американской академией педиатрии (AAP)) с теми, кто тратил на это времени больше двух часов:

В этом же исследовании была замечена следующая закономерность: школьники средних классов в среднем проводили у телевизора или компьютера 4,26 часа ежедневно, а студенты – уже 4,82 часа.

Профессор педиатрии Димитри Кристакис из Университета Вашингтона указывает на тревожный факт:

«Расстройство гиперактивного дефицита внимания (ADHD) сегодня встречается в 10 раз чаще, чем всего лишь 20 лет назад».

2) Ухудшение зрения . И в этом отношении всё очевидно – глаза современных школьников адаптируются к разглядыванию мерцающей картинки на близком расстоянии. Глазные мышцы практически не работают. Близорукость молодеет с каждым годом, и глупо отрицать взаимосвязь этого факта с популяризацией компьютеров, телефонов и планшетов.

3) Снижение эмоциональности, стандартизация мышления . Компьютер при всей сложности своего устройства – машина. Он выдает человеку четкие, логичные и отнюдь не творческие решения. Ни одна игра, никакое общение в соц.сетях не может передать всех тонкостей, свойственных многогранности мира и личности человека.

Заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолий Григорьевич Мазур в интервью известному отечественному психологу Татьяне Львовне Шишовой высказал следующее мнение:

«Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше».

4) Риск возникновения игромании или интернет-зависимости . Чем раньше у ребенка появляется компьютер, телефон или планшет, тем больше вероятность привыкания и формирования устойчивость привязанности к электронным гаджетам. Наиболее тяжелые формы зависимости могут даже потребовать специализированного лечения.

5) Проблемы с учебой, трата всего свободного времени на компьютер . Этот аспект частого пребывания подростка в виртуальном пространстве невозможно отрицать. Компьютер очень затягивает, а уж молодых людей с несформированной психикой – тем более. Результатом становится желание проводить у монитора всё больше и больше времени, отсутствие интереса и мотивации к учебе.

Конечно, желательно, чтобы собственный компьютер появился у ребенка как можно позже. Чем старше человек, тем меньше вероятность того, что он станет зависимым от Интернета и компьютерных игр. Если же ваш ребенок-подросток уже давно «на ты» со всеми современными цифровыми устройствами, не забывайте о том, что именно вы должны стоять на страже его здоровья и следить, чтобы компьютер использовался не как игрушка, а как полезное техническое устройство.

Зависимость от компьютера у подростков

Подростки, обладающие «пограничной» психикой, наиболее восприимчивы к разного рода воздействиям и зависимостям. Почему же именно компьютер становится для детей и подростков столь притягательным? Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии постдипломного образования, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям Юрий Степанович Шевченко отвечает на этот вопрос следующим образом:

«Прежде всего, он (компьютер) дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. <…> Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления».

Если родители не стремятся оградить отпрыска от губительного влияния планшета и ноутбука, проводят большую часть своего времени на работе и считают, что компьютеры несут подрастающему поколению только пользу, результат будет закономерен. В группе риска – подростки, имеющие сложности в реальном общении. Ваш ребенок застенчив или, напротив, дерзок и находится со сверстниками в состоянии постоянной «холодной войны»? Тогда компьютер может стать для него главным способом коммуникации с окружающим миром.

Что делать, если вы подозреваете компьютерную (интернет) зависимость у ребенка? Отключение Интернета в данной ситуации – не выход, так вы только вызовете у подростка озлобленность и отдалите его от себя. Специальные программы, обещающие «родительский контроль», тоже далеко не панацея, ведь нынешние подростки очень быстро учатся их обходить.

Если речь идет о настоящей зависимости, скорее всего, ребенку сможет помочь только специалист, а конкретно – психолог. Но чаще всего проблема еще не столь запущена и может быть решена в рамках семьи. Договоритесь с подростком о том, сколько времени он будет проводить у монитора. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, ведь с возрастом устанавливать ограничения будет всё сложнее. Старайтесь проводить больше времени всей семьей: никакая работа не может быть важнее, чем собственные дети.

Как отучить подростка от компьютера?

Всё чаще родители спрашивают, как отучить подростка от компьютера. В первую очередь, нужно задать самим себе другой вопрос – когда ваш ребенок был «упущен» и почему он начал проводить так много времени у мерцающего экрана? Уверения в важности современных технологий в учебе и необходимости приучения детей к компьютеру с малых лет являются совершенно необоснованными. Телевидение, компьютерные игры и Интернет всегда становятся средством, компенсирующим дефицит чего-либо в жизни подростка. И вот с этим дефицитом-то и следует бороться.

Но что же делать, если ребенок уже плотно «подсел» на электронные гаджеты и не представляет своей жизни без любимых игр или соц.сетей? Как подростка оторвать от компьютера? К сожалению, это невозможно сделать как по мановению волшебной палочки. «Иммунитет» от пристрастия к кибермании формируется в семье. Если родители сами склонны проводить свободное от работы время у телевизора или за компьютером, странно будет ожидать от подростка, что он будет вести активный образ жизни, заниматься спортом и поддерживать замечательные отношения с друзьями в реальной жизни. Начинать в воспитании как самых маленьких детей, так и подростков следует, прежде всего, с самих себя. Конечно, не самый приятный совет, зато правдивый. Станьте такими родителями, которым хочется подражать. Это не панацея от компьютерной зависимости подростка, но важный вклад в формирование его представлений о реальности.

Родителям, ведущим активную жизнь (работа, спорт, встречи с родственниками и друзьями), казалось бы, не на кого пенять. Как отвлечь подростка от компьютера в таком случае? Постарайтесь мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку найти интересное занятие, не связанное с «затянувшей» его игрой или соц.сетью. Возможно, подросток достаточно интеллектуален, чтобы заняться, например, созданием собственных сайтов или изучить какую-либо сложную программу (например, Фотошоп или программу для создания видеороликов). Всячески стимулируйте выход своего ребенка в реальную жизнь: молодой девушке будет приятно получить в подарок от родителей абонемент в фитнес-клуб, а юноше – в тренажерный зал. Концерты, тренинги, спортивные секции – вот замечательные способы отвлечь подростка от тяги к электронным гаджетам.

О влиянии компьютера на человека, а в особенности, на неокрепшую психику подростка говорить можно много. Но нельзя и отрицать тот факт, что современные технологии стали по-настоящему незаменимы, и пути назад у нас нет. Другой вопрос, как мы и наши дети будем использовать достижения современной цивилизации – себе во благо или же напротив, превращаясь в придаток умной машины.

Мы не можем собрать вещи и увезти своего ребенка в какую-нибудь глушь, где нет компьютера и Интернета. Запреты, крики, выдирание проводов – «методы» борьбы, абсолютно неэффективные в отношении подростков. Лишь создание теплого микроклимата в семье и культивация настоящих, а не экранных ценностей может сохранить целостность формирующейся личности. Любите своего ребенка, дарите ему свое время и внимание, подавайте положительный пример, живя активно и весело – и тогда компьютер в вашем доме не станет камнем преткновения. Желаем вашим детям-подросткам яркой юности, в которой живое общение будет всегда преобладать над получаемым через экран монитора!

Разговоры о компьютерной зависимости у подростков стали звучать, еще когда ПК и интернет были доступны лишь избранным. Сегодня не найдется семьи, в которой не пользуются компьютерной техникой и современными видами беспроводной связи. Дети растут в условиях тотальной компьютеризации и не представляют для себя иной жизни. Опасно ли такое влияние технического прогресса?

Угроза из XX века

Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.

С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.

Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.

Невидимые враги

Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:

  • неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
  • потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
  • отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
  • ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
  • потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
  • нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.

В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:

  1. отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
  2. нервно-психические расстройства разных типов;
  3. соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.

Сложности терминологии

Компьютерная зависимость – не выдуманный термин, но и не официально признанная болезнь. Пока это психологический синдром. Как и другие формы пристрастий, он заставляет отказываться от реального мира в пользу виртуальности. В ней зависимый подросток находит замену живому общению, книгам, знаниям, играм и физической активности.

Где прячется опасность

Интернет-зависимость у подростков может быть недифференцированной (ребенка патологически интересует компьютерная техника вообще). Но чаще можно выделить основную направленность:

  • подростковая игромания (зависимость от компьютерных игр у подростков) Наиболее популярны The Sims, World of Warcraft, World of Tanks. Это лидирующая форма зависимости, поскольку увлечь игрой мальчика или девочку одинаково просто, особенно в возрасте до 16 лет.
  • зависимость от ленты (ВКонтакте, Инстаграм и другие сети предлагают неограниченный поток новостей на стене);
  • пристрастие к онлайн-покупкам при наличии электронных денег у подростка;
  • коммуникативная зависимость от компьютера: страсть к общению или знакомствам в Сети;
  • у старших подростков возможны киберсексуальные формы пристрастия (просмотр порноконтента: фото, видео, анимация).

Трудно сказать, какой контент опаснее, но именно игры становятся отдушиной для тревожных, неуверенных в себе, закомплексованных детей. Героический персонаж, сказочное существо или ловкий стрелок становятся своеобразной маской, под которой и не страшно, и не грустно, и не одиноко. Сопротивляться внешнему миру легче через своего игрового персонажа.

Компьютер способен постепенно отучать несформированную личность от нормального ритма жизни, свести к минимуму присутствие ребенка в реальном мире.

Посмотрите до чего может довести зависимость от компьютерных игр ребенка:

Анатомия зависимости

Психологическая зависимость формируется постепенно: от интереса к увлечению, а затем к потребности и пристрастию. Темп этих изменений индивидуален. Механизмы на уровне физиологии (и это доказано экспериментально) аналогичны стадиям формирования алкоголизма и наркомании:

  • I стадия : бессимптомная. Ощущая удовольствие от взаимодействия с устройством, подросток не замечает никаких негативных последствий, зато может обосновать выгоду от такого взаимодействия. Оно видится безопасным и позитивным. «Употребление» компьютера носит хаотичный характер. Социальные связи сохраняются. В домашних условиях проблема корректируется правильно построенной беседой о назначении телефона и ПК, правилах их использования.

Совет на заметку. Замечательный отечественный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко отразил проблему кибержизни в виртуальной реальности в цикле «Глубина». Эта книга способна стать любимым литературным произведением для подростка. Только предложите ее ненавязчиво. Например, прочитайте роман сами и поделитесь впечатлениями.

  • II стадия : привыкание. Периодичность может быть от нескольких часов до нескольких дней, но она прослеживается достаточно четко. Например, ежедневно в одно и то же время подросток обращается к игре и проводит за ней пару часов. Происходит утрата свободы выбора: играть или не играть. Возникает некая обязанность, которую ребенок защищает и оправдывает ответственностью перед другими игроками. Стандартное прикрытие: «Я так отдыхаю. Это не мешает мне жить в реальности». Необходимо срочное вмешательство семьи и школы в коррекцию такого состояния. Поддержка психолога значительно улучшает прогноз, полностью вылечивать удается более 80% случаев.
  • III стадия : приоритет пристрастия. Подросток уходит в мир виртуальной реальности, посвящает ему все время, отказывается от привычной жизни и удовольствий в пользу зависимости. Более того, возникают новые зависимости, например курение. На этом этапе лечение и реабилитацию необходимо проводить профессиональными средствами. Одной консультации психолога может быть недостаточно. Избавляться от зависимости придется с помощью опытного психотерапевта или даже гипнолога.
  • IV стадия : переход из психологического плана в психический. Проявляются физиологические нарушения (позвоночник, мозг, органы зрения и пищеварения страдают больше других). Деградация личности, утрата контактов, уход от реальности, суицидальные мысли, изменения в мышлении, характере и поведении. Ребенка нужно срочно спасать! Лечение компьютерной зависимости у подростков на этом этапе требует обращения к психиатру.

Скачок от легкой степени до тяжелой колеблется в зависимости от возраста, жизненной ситуации, временных и материальных возможностей. Чтобы определить, зависим ли подросток от компьютера, нужно спрашивать не «Как давно это происходит?», а «Насколько это глубоко внедрилось в личность?»

Посмотрите видео психолога Алисы Плотниковой, в котором она подробно рассказывает об особенностях детской интернет и компьютерной зависимосте:

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка. Малышу с раннего детства стоит объяснить, что компьютер, телефон, телевизор и планшет – это инструменты для работы и познания, а не средство развлечения.

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Сложные семейные отношения

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Груз ответственности

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано? Почему мамины честолюбивые помыслы оказались выше девичьих интересов? Признание и одобрение, недополученные в семье, ребенок станет искать в мире эльфов и мировых войн.

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать. Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе.

Потрясения и стрессы

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний. При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.

Зависимый подросток

Глубокая и объективная диагностика игровой или иной формы компьютерной зависимости – дело профессионалов. Но заметить признаки назревающей проблемы родитель может и самостоятельно. Обратите внимание на поведение подростка и ответьте на несколько вопросов о нем.

  1. О чем он говорит? Широкий круг тем и их обсуждение с родными, друзьями и одноклассниками – позитивный знак.
  2. Чем он занят? Ребенок увлеченно занимается карате, посещает изостудию, делает успехи в литературных конкурсах – прекрасно! Обещанное он исполняет в срок, а начатое – доводит до конца.
  3. Как он проводит свободное время? Компьютер не входит в круг основных интересов. Юноша читает книги, интересуется тематическими телепрограммами или даже задумал научное исследование в Малой академии наук – будьте спокойны.
  4. В каком он расположении духа? Раздражительность, смена настроения, истерики, депрессии несвойственны здоровым и социально активным тинейджерам.
  5. Участвует ли он в семейных делах? Ходить по магазинам, убирать, ездить на дачу с родителями – способы провести время с пользой для семьи. Психологически здоровый подросток осознает свой вклад в семейный быт.
  6. Как он/она выглядит? Для здорового подростка важен внешний вид! Неухоженность, мешковатость, стремление носить капюшон – первые попытки уйти от реальности.
  7. Как он спит? Тревожный сон, лунатизм, поздний отход ко сну – поводы начать отваживать чадо от компьютера. Кстати, хороший аппетит не считается признаком здоровья, когда речь идет о компьютерной зависимости!
  8. О чем он мечтает? Победить очередного монстра на девяностом уровне? Или все-таки поехать в Европу на фестиваль песчаных скульптур? Или заполучить редкий альбом любимой рок-группы? Вспомните или расспросите ребенка о его мечтах.

Даже если ответы оказались тревожными, не спешите отключать интернет и выбрасывать монитор. Поспешные действия могут навредить. Лучше следовать строго намеченному плану.

Сколько часов в день ваш ребенок проводит у экранов гаджетов?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Что делать родителям

Действовать нужно разумно, планомерно и методично. Если что-то пойдет не так, подросток может не дать вам второго шанса. Его доверие – хрупкая субстанция. Противодействие симптомам дает лишь временное облегчение. Проблема может вернуться, когда снова возникнут благоприятные условия. Поэтому выбирайте путь спасения через устранение исходных причин зависимости.

Ответ всего на три вопроса откроет перед вами целый ворох информации о ребенке, которого вы воспитываете. Постарайтесь разобраться в собственных мотивах и поступках, убедитесь, что не подаете дурной пример и не создаете психологический дискомфорт в семье.

  1. Что заставило юношу погрузиться в виртуальный мир?
  2. Что ему известно об альтернативах в реальном мире?
  3. Что делаете вы лично как родители, чтобы поддерживать интерес к реальности?

Если ребенок одинок, найдите утраченный путь к его сердцу. Если он не уверен в себе, приложите усилия, чтобы нормализовать его самооценку. Для каждой стадии зависимости существует оптимальный путь преодоления проблемы.

Воспитательные беседы

И долгие разговоры по душам. Именно доверительный диалог поможет разобраться, откуда берутся проявления зависимости. Что такое важное и ценное спрятано там, по другую сторону монитора, чего ребенок не может найти рядом с семьей и друзьями?

Ведите разговор в спокойном ровном тоне, искренне интересуйтесь ответами, но не переходите в назидание. Используйте правильные речевые конструкции:

  • Меньше закрытых вопросов, предполагающих однозначный ответ «да» или «нет».
  • «Я» вместо «ты»: «Мне бы хотелось узнать об этой игре» вместо «В какую игру ты играешь?»
  • Задавайте конкретные вопросы: «Зачем нужна эта команда в чате?», «Почему этот герой лучше?», «Какое оружие будет на следующем уровне?»
  • Подключайтесь к интересу ребенка: сыграйте вместе с ним, попробуйте разработать алгоритм программы, посмотрите вместе хорошее мудрое аниме.
  • Не высказывайте оценок и категоричных суждений, даже если заметите явную глупость или ошибку. Лучше отшутитесь.

Как только контакт будет достигнут, вы сможете манипулировать им. Для ребенка важнее сам контакт, а не ситуация в которую он включен. Поэтому постепенно удастся увести диалог от компьютерной тематики и от самого компьютера.

Детский психолог

У подростков есть общая ошибка: они не разделяют профессиональные обязанности психолога, психотерапевта и психиатра. К «мозгоправам», по мнению подростка, ходить стыдно!

Поэтому сначала вдвоем с супругом посетите детского специалиста без ребенка, поведайте «историю болезни», обсудите пути дальнейшего сотрудничества. Профессионал обязательно даст вам подробные инструкции. Только индивидуальный подход поможет привести ребенка к психологу.

Психотерапия и гипноз

Попасть к психотерапевту зависимый подросток может двумя путями: добровольно (через осознание проблемы в кабинете психолога и осознанный выбор) и принудительно (когда у родителей не остается иного выхода).

Психотерапия требует внушительных материальных затрат и заинтересованности пациента, а гипноз действует далеко не на всех. В порядке рекомендации рассмотрите возможность мягко переключить ребенка на «нестыдные» методы терапии:

  • арт–терапия (лечение через творчество, подмена увлечений);
  • игротерапия;
  • зоотерапия (канистерапия, дельфинотерапия требуют смены обстановки, а общение с животными может стать новым увлечением);

Кстати. Психологически благополучные дети равнодушны к собакам. Одинокие, неуверенные в себе, закомплексованные находят в животном отдушину. Вспомните, не просил ли ваш подросток собаку. Она (или другое животное) может помочь ребенку переключиться и самореализоваться. При правильно подобранной программе работы с собакой в семье можно значительно скорректировать личностные качества и привить новые социальные навыки растерявшемуся подростку. Начните с посещения выставки собак и поговорите с юными хендлерами или спортсменами в дисциплинах фрисби, аджилити и фристайл.

  • символдрама с подростками (психоаналитический метод, основанный на переживании образов);
  • редкий, но все же существующий тип психологов – киберпсихологи. Эти люди помогают ребенку сделать компьютер инструментом, а не смыслом жизни. Вариации на эту же тему – школа программирования, кружок робототехники.

Важно! К кому бы вы ни обратились, проверяйте рекомендации и дипломы. У специалиста, работающего с зависимыми подростками, должно быть как минимум высшее психологическое образование.

Медикаменты и процедуры

Последнее средство. Не прибегайте к нему без необходимости. Любые медицинские препараты может назначать только врач (психиатр или медицинский психолог). К числу препаратов при зависимостях относятся довольно «тяжелые» лекарства: ноотропы, антидепрессанты, седативные средства, иногда гормоны. В качестве дополнительных мер врачи применяют витаминно-минеральные комплексы и физиопроцедуры.

Чего делать нельзя

Есть ряд фатальных ошибок, которые усугубляют зависимость и еще больше разграничивают детей и родителей. Пусть эта памятка послужит вам знаком «Стоп» в общении с ребенком.

  1. Вражеские санкции. Родитель, не имеющий ни авторитета, ни контакта с подростком, диктующий условия – враг. Все вражеские санкции будут в лучшем случае проигнорированы.
  2. Указание на болезнь: «Ты ненормальный», «Ты не в себе», «Тебе нужно лечиться», «Завтра же пойдем к доктору!»
  3. Потеря времени. Например, подросток наотрез отказался идти к психологу, а вы продолжаете устанавливать запреты и отключать компьютер вместо того, чтобы посетить родительскую консультацию.
  4. Техническое ограничение доступа: отключение канала связи, родительский контроль или фильтр сайтов. Он – дитя времени, он найдет способ это обойти, даже убежит из дома в поисках Wi-Fi.
  5. «Друзья из Сети плохие и гадкие». Даже чат-бот покажется подростку более реальным и милым, чем родитель, не верящий в своего ребенка. Не лучше ли помочь завести друзей в реальном мире, не критикуя виртуальных?
  6. «Ты тратишь на виртуальный мир лучшие годы и свои способности». Утверждение без подтверждения становится вражеской санкцией. Возможности нужно реализовать в реальности, а для этого нужно обрести уверенность в себе.
  7. Переложить ответственность на ребенка: «Делай, как хочешь, это твоя жизнь. Ты сам пожалеешь, когда поймешь, что я прав». Поймет. Пожалеет. Но не испытает чувства благодарности и привязанности к родителям, которые не сумели понять и помочь.

Зависимость от компьютера можно вылечить, если вникнуть в суть подростковых проблем, подружиться с ребенком, вернуть его доверие. Вернувшись к прежней жизни, он снова ощутит вкус реальных удовольствий, но не перестанет нуждаться в поддержке.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Проблема компьютерной зависимости у наших детей сегодня бьет все рекорды. Что подростки, что малыши – дети мгновенно погружаются в виртуальную реальность, вытесняющую обычную жизнь. Учитывая вред, который наносит «виртуал» и здоровью, и, особенно, психике ребенка, время использования ПК должно строго ограничиваться родителями. Подлежит контролю и информация, которую получает ребенок с экрана монитора. Как бороться с такой зависимостью у детей?

Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей.

Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами (без перерыва). «Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях». С заменой реального мира на виртуальный, происходит и замена ценностей: отмирает необходимость в живом общении, в получении удовольствия от жизни естественным путем. Теряется способность размышлять, портится здоровье, портится характер.
Что делать, и как отвлечь своего дошкольника от монитора?

  • Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.
  • Общайтесь с ребенком. Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Конечно, это здорово, когда можно отдохнуть и заняться собой, вручив ребенку ноутбук – «на, только не мешай», но со временем у ребенка просто отпадет необходимость в родителях, потому что виртуальный мир затянет его всей своей глубиной и «яркостью» впечатлений.
  • Играйте вместе с ребенком. Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития чада, и проведите время с пользой.
  • Спрячьте компьютер на пару дней и займите это время пикниками на природе с поисками заранее спрятанного «клада», интересными развлечениями в городе и домашними вечерами с «лего», просмотром добрых фильмов, созданием бумажных змеев и пр. Покажите ребенку, что мир без компьютера гораздо интереснее.
  • Отведите малыша в «кружок». Выбирайте такой кружок, в который малыш будет бежать каждый день, забыв не только о ПК, но и о вас. Ежедневное общение со сверстниками и преподавателем, новые знания и положительные эмоции постепенно вытеснят компьютер из жизни малыша.

Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!». Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.

Как оттащить ребенка младшего школьника от компьютера – проявляем чудеса изобретательности и инициативы

Для «лечения» зависимости младшего школьника советы останутся те же.Правда, учитывая более старший возраст , можно немного дополнить их несколькими рекомендациями:

  • Заведите несколько ежедневных традиций. Например, во время приема пищи – никаких ТВ и телефонов-компьютеров за столом.Семейный ужин обязательно готовьте вместе – с сервировкой, интересными блюдами и созданием приятной атмосферы. Пусть ребенок принимает в этом участие. Достаточно его увлечь, а там – считайте, что на 2-3 вечерних часа ребенок вами у интернета отвоеван. После ужина – прогулка. Можно собирать листья на гербарий, лепить снеговиков, играть в футбол, кататься на роликах, ездить на велосипедах или рисовать пейзажи с натуры. Главное, вызвать положительные эмоции у ребенка. Положительный «адреналин» — сродни наркотику.
  • Покажите ребенку «на пальцах», сколько времени он теряет зря. Распишите на бумаге, нарисуйте схему – «вот сколько ты просидел за ноутбуком за этот год, а мог бы уже научиться играть на гитаре (стать чемпионом в каком-нибудь виде спорта, вырастить сад и пр.). подтвердите свою готовность помочь в этом ребенку своими действиями – запишите его в спортивную секцию, купите гитару, подарите фотоаппарат и учитесь вместе искусству фотографии, откопайте на антресолях выжигатель по дереву и пр.
  • Как можно чаще увозите ребенка из города. Поищите интересные и безопасные способы отдыха – катамараны, горные тропинки, прогулки на лошадях, путешествия, велосипедные прогулки из города в город с ночевками в палатках, и пр. Покажите чаду реальность «оффлайн» — захватывающую, интересную, с массой впечатлений и воспоминаний.
  • У каждого ребенка есть мечта. «Мам, я хочу быть художником!». «Валяй», отвечай мама и покупает сыну фломастеры. А ведь можно дать ребенку реальный шанс – попробовать свои силы в этом деле. Устроить чадо в художественную школу или нанять преподавателя, вложиться в краски, кисти и мольберты, добиться регулярности занятий. Да, вы потратите немало времени, но ребенок будет сидеть над холстом вместе компьютера, а уж о пользе сего мероприятия и говорить не приходится. Если через год ребенок устанет от этих художеств – ищите новую мечту, и снова в бой!
  • Радикальный метод: отключите в доме интернет. Оставьте себе модем, но включайте его только в моменты, когда ребенок занят своими делами. А интернет – под запрет. Вместо него – все, перечисленное выше.

И помните, что личный пример всегда и во всем эффективнее воспитательной беседы , крика и радикальных методов. Как бы вам не хотелось «посидеть в вк», «лайкнуть» новые фото подружки или скачать новенькую мелодраму, оставьте для себя компьютерные «сеансы» на поздний вечер, когда ребенок уже спит. Своим примером доказывайте , что жизнь прекрасна и без онлайна.

Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей

Бороться с компьютерной зависимостью у чада-подростка сложнее всего:

  • Во-первых, интернет уже не отключишь и ноутбук не спрячешь.
  • Во-вторых, учеба сегодня предполагает и задания на ПК.
  • В-третьих, отвлечь ребенка в подростковом возрасте конструктором и игрой в снежки невозможно. Как быть?

  • Интернет не запрещайте, компьютер на шкаф не прячьте – позвольте ребенку быть взрослым. Но контролируйте процесс. Блокируйте все неблагонадежные сайты, установите фильтры для вирусов и для доступа на те ресурсы, где подростку делать нечего в силу еще пока неустойчивой психики и подверженности влиянию извне. Проследите, чтобы время на ПК использовалось с пользой – изучение новых программ, освоение фотошопа, рисование, создание музыки и пр. Отдайте ребенка на курсы, чтобы дома ему хотелось практиковаться в навыках, а не просиживать часы в соцсетях.
  • Спорт, секции и пр. Удовольствие, которое ребенок получает от спорта, танцев и других подвижных занятий, не сравнится с радостью от очередного «лайка» или «партии» в стрелялки. Любит пострелять в интернете? Отведите его в соответствующую секцию – пусть стреляет в тире или на пейнтболе. Хочет в бокс? Отдайте его в бокс. Дочь мечтает о танцах? Купите ей костюм и отправьте туда, куда ей хочется. Ребенок стесняется общения в реальной жизни? В виртуале он – смелый супер-герой? Отведите его на тренинг, где помогут воспитать в себе уверенного сильного человека.
  • Станьте вашему ребенку другом. В этом возрасте приказной тон и ремень – не помощники. Сейчас ребенку нужен друг. Слушайте свое чадо и участвуйте в его жизни. Интересуйтесь его желаниями и проблемами – именно в них вы найдете все ответы на вопрос «как отвлечь…».
  • Дарите ребенку абонементы в спортзал или на фитнесс , билеты на концерт или путевки в молодежные лагеря отдыха. Постоянно ищите способы – занять подростка реальным интересным делом, которое будет и полезным, и эмоционально насыщенным. Исходите из того – чего не хватает вашему ребенку, от чего конкретно он бежит в интернет. Вполне возможно, что ему просто скучно. Это самый легкий вариант (найти альтернативу будет несложно). Гораздо сложнее, если уход от скуки в «виртуал» перерос в серьезную зависимость. Здесь придется немало потрудиться, потому что момент уже упущен.
  • Самореализация. Сейчас самое время – глубоко и полностью погрузиться в ту сферу интересов, которая уже наверняка засела в голове ребенка. До взрослой жизни – совсем чуть-чуть. Если ребенок уже нашел себя, но не имеет возможности развиваться в выбранном направлении – дайте ему эту возможность. Поддержите морально и материально.

А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? Поделитесь своим опытом с нами!

С развитием компьютерных технологий возникает огромное количество новых проблем. Одна из них - компьютерная зависимость у подростков. Именно об этом хочется рассказать в данной статье.

Что это такое?

Казалось бы, играет себе ребенок в компьютерные игры, и что? Дома тишина и спокойствие. Однако современные психологи говорят о том, что сегодня все больше детей младшего, среднего и старшего школьного возрастов становятся зависимыми от компьютера. Что же это значит? В принципе, характеристики всех зависимостей схожи между собой. Если наркоман сутками ищет дозу, то ребенок может с нетерпением ждать часа, когда же ему разрешат родители сесть за компьютер. В это время дитя чаще всего не находит себе места, не может ничем иным заняться, мается по дому или квартире. Стоит сказать, что данную проблему нужно лечить, иначе могут быть негативные последствия.

О термине

Следует сказать, что термин «компьютерная зависимость» довольно молод, появился он примерно в 1990 году, когда активно начала развиваться компьютерная промышленность. Определяет термин то состояние человека, при котором он просто не может прожить без данной машины, проводя перед ее монитором все свое свободное время. Однако с той поры сама зависимость несколько трансформировалась и приобрела новые элементы и формы, став проблемой не единиц, а многих людей разного возраста.

Причины

Интересной может показаться информация о том, почему может возникать компьютерная зависимость у подростков. Так, в первую очередь, это обычный недостаток внимания со стороны родителей и сверстников, которое ребенок компенсирует при помощи такого вот друга. Сейчас, в то время, когда очень популярными являются различные социальные сети, эта проблема стала еще более актуальной: там ребенок создает себе новый образ, обзаводится с друзьями и живет не реальной, а виртуальной жизнью. В таком случае говорят не об игромании, а об интернет-зависимости ребенка. Что еще может погнать подростка в иной мир? Неуверенность в себе, в своих силах, возможно также недовольство своей внешностью (особенно если есть какие-то отклонения). Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников (тут чаще всего речь идет об игровой зависимости, однако с развитием социальный сетей эта тенденция изменяется). Занимать все свободное время компьютером ребенок может, если у него нет увлечений или хобби, а свободное время нужно куда-то пристроить. Ну и, конечно же, способствует развитию различных зависимостей манера общения в семье, воспитание. Если ребенку можно в сутки находится за компьютером не более двух часов (а так и должно быть), то у него просто не получится стать интернет-зависимым.

Главные опасности

Важно сказать и о том, что компьютерная зависимость у подростков - дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия. В первую очередь, находясь в виртуальном мире, человек практически никогда адекватно не контролирует время реальное, часто опаздывает. Ребенок может постоянно прогуливать школу, пропускать занятия. Огромную проблему составляет тот уровень агрессии, который может возникать в процессе компьютерной игры. Если у подростка что-то не удается, возникает буря эмоций, постепенно дестабилизируется и расшатывается психика. Это же дитя переносит и в мир реальный, общаясь таким образом со своим ближайшим окружением: родителями и друзьями. Повлиять на будущее может и то, что в компьютерной игре рано или поздно подростку все всегда удается, если не с первого раза, то с n-ного точно. Ребенок может решить, что и в реальной жизни все так просто получается. А это чревато последствиями и сильным разочарованием во взрослой реальной жизни. Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.

Виды зависимостей

Следует сказать, что разной бывает зависимость от компьютерных игр. Так, сегодня когда ребенок не может прожить без виртуального мира, и игромания. В свою очередь, зависимость от компьютерных игр делится по типам игры. Так, это ролевые игроманы, когда человек смотрит в игру глазами своего героя (не менее опасными являются и те игры, когда дитя смотрит на героя извне); стратегические игры, которые менее опасны, однако, опять же, готовы втянуть ребенка в свой мир; неролевые игры, такие как различные головоломки, аркады, флеш-игрушки. Особо опасными и в виртуальном мире являются азартные игры, ведь часто они вытягивают много денег с игроков.

Потенциальная категория

У кого может возникнуть проблема компьютерной зависимости? Так, в первую очередь у тех детей, родители которых часто не бывают дома, а ребенок просто предоставлен сам себе. Это же касается и которые также часто находятся дома одни или с обслуживающим персоналом, советов которого они просто не слушают. Больше зависимых подростков среди мальчиков (как говорит статистика, на 10 мальчиков только одна зависимая девочка), что касается возраста, самый опасный - 12-15 лет.

Что повлечет за собой зависимость?

Зависимость от компьютерных игр может повлечь за собой много негативных последствий. Так, в первую очередь, у ребенка постепенно будет уменьшаться круг общения, что приведет к полной изоляции подростка в реальной жизни со всеми вытекающими последствиями. Также могут произойти необратимые изменения со здоровьем. Так, это нарушение зрения, обмена веществ, возможно ожирение различных степеней. Со временем точно нарушится и дестабилизируется психика. Важно сказать и то, что все проблемы игромана из рискуют перейти во взрослую жизнь. А это чревато огромными негативными последствиями. Также ребенок может начать воровать, ведь часто интернет или игры требуют определенной платы. А это уже наказуемо согласно букве закона.

Как возникает зависимость?

Понаблюдав за зависимыми, интересные и вместе с тем страшные выводы сделали психологи. Химическая и компьютерная зависимость: симптомы их практически одинаковы. У таких людей, например, при виде желаемой цели резко Также дети начинают плохо учиться, не следят за собой и своим внешним видом, набирают (различные степени ожирения из-за неправильного питания) или теряют вес (просто забывают или ленятся вовремя покушать), не могут ничем другим заняться, если есть свободное время. Чтобы избежать такого развития событий, нужно всего ничего: не подпускать малыша к телевизору до трехлетнего возраста, а к компьютеру и того дольше, примерно до 10 лет. Именно в этом возрасте и возникает предрасположенность к различного рода зависимостям. Однако в наше время это сделать, к сожалению, практически невозможно.

Механизм зависимого поведения

Аддиктивное, т. е. зависимое поведение формируется у ребенка путем ухода от реальной жизни к виртуальной как с применением, так и без применения различных химических средств. Сам же процесс основан на том, что ребенок уходит от реальных ролей, заменяя их виртуальными, теми, которые ему более удобны или даже близки по духу. Игра или интернет, по своей сути, компенсируют ребенку то, чего ему не достает в реальной жизни. Так, если человек слаб физически и не может дать сверстникам отпор, у него возникнет компьютерная У подростков, которым в реальной жизни, возникнет где можно примерять различные роли и маски (тут может возникнуть проблема самоидентификации личности, что чревато последствиями), дружить с людьми, которые, на первый взгляд, всегда поймут. Однако со временем может наступить разочарование, ведь часто эти друзья мнимые и особой поддержки в трудную минуту от них не дождешься.

Как избежать зависимости?

Чтобы не возникала зависимость подростков от компьютерных игр, от интернета, нужно соблюдать довольно простые, но действенные правила. Так, нужно точно регулировать время нахождения ребенка перед монитором, при этом родителям не воспрещается контролировать, чем же занимается отпрыск в интернете. Огромное влияние имеет личный пример взрослых: если папа все свободное время проводит перед монитором, совсем неудивительно, что и ребенок будет поступать также. Еще нужно грамотно планировать свободное время семьи: больше проводить времени вместе на природе. Какие еще методы приемлет профилактика компьютерной зависимости у подростков? Хорошо загрузить свое дитя как можно больше: отправить на кружки, к репетиторам, уделять больше времени учебе. Тогда на игры и различные зависимости просто не останется времени. Как радикальный способ, можно ограничивать работу за компьютером ребенка при помощи различных программ, которые на это и направлены.

Нюансы

Выявив признаки компьютерной зависимости у подростков, родители должны сразу же принимать меры. Так, хорошо отправиться к психологу и с ним составить план действий. Ведь часто родители поступают неправильно, желая своему ребенку только хорошего. Например, не рекомендуется резко запрещать компьютерные игры, это ни к чему хорошему не приведет. Лучше все делать последовательно, медленно сокращая время, проведенное перед монитором. Также необходимо контролировать, какие же игры пришлись по вкусу вашему чаду. Ведь не все они плохие, есть и полезные, которые развивают интеллект и имеют даже образовательную составляющую. И далеко не все время, проведенное перед монитором компьютера, можно назвать зависимостью, ведь ребенок при помощи интернета может просто учиться.

Лечение

Важным моментом является лечение компьютерной зависимости у подростков. Следует сказать, что оно будет сопровождаться «ломками», которые, к слову, могут оказаться довольно болезненными не только для ребенка, но и для взрослых. Родителям придется выдержать несколько атак со стороны чада: они могут быть не только словесными, но и доходить до рукоприкладства. Ребенок также может начать уговаривать родителей пустить поиграть хотя бы полчасика, обещая при этом все что угодно. Не стоит идти на поводу, ведь так поступают и наркоманы, никогда не выдерживая своего слова. Позиция родителей должна быть четкой и непоколебимой. В это время родителям также придется тяжело, ведь нужно будет стать для своего чада развлекательным элементом, чтобы ребенок хоть на время забывал о своем увлечении. Побольше общения и совместных дел - вот один из элементов лечения от зависимости. Нужно также изменить распорядок дня, привыкание к которому будет не таким уж и быстрым. Часто у родителей могут опускать руки, если они не видят улучшений. Однако бросать это дело не стоит, ведь рано или поздно улучшение наступит, нужно только этого дождаться. Ну и если самостоятельно ничего не получается, лечение компьютерной зависимости у подростков лучше проводить при помощи специалистов.

Близкие люди

Какими бы ни были причины компьютерной зависимости у ребенка, помочь справиться с ней должно ближайшее окружение. Так, самую главную роль играют, конечно же, родители, которые все силы должны бросить на то, чтобы вытащить ребенка в реальный мир. Однако к этому делу нужно привлекать еще и друзей, одноклассников и товарищей ребенка, чтобы в это время он понимал, что он не одинок, что, помимо виртуальной, у него есть еще и реальная, не менее интересная жизнь. А чтобы все получилось, нужно организовывать интересные встречи, выходы на природу, поездки и праздники. Но самым главным правилом, как справиться с зависимостью, является ее признание. Близкое окружение ребенка должно показать подростку, что он болен, что у него есть проблемы, ребенок должен это понять, и только тогда лечение будет адекватным, а результаты видимыми.