Журавкова Татьяна Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ Д/С №3 «Ёлочка», г.Лесозаводск, Приморский край.
Паспорт проекта.
Название проекта: «Деревья нашего участка»
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители
Направление проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный
Направления проекта, близкие к теме: социализация, коммуникация, художественное творчество, речевое развитие
Целевая аудитория: ориентирован на возраст 5 – 6 лет
Цель проекта: изучение жизни деревьев их взаимосвязи в природе, а так же природно – охранная деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром
Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года
Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение
Развивающие:
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу
8. Вопросы проекта:
Как зовут тебя, дерево?
Какие у тебя семена?
Какого роста ты будешь, когда станешь взрослым?
9. Ресурсы проекта: информационный, методический
10. Необходимое оборудование: иллюстрации, книги
11. Актуальность: реализуя проект, «Деревья нашего участка», у детей будет развит интерес к представителям растительного мира, деревьям; трудовой навык и умение по уходу за живыми объектами, сформирован разный подход детей к природе (природоохранный, эстетический, гуманный и познавательный)
12. Предполагаемый результат: создание экологического альбома вместе с родителями «Деревья нашего участка», выставка «Лесные скульптуры»
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный. Продолжительность 1 неделя.
2 этап. Основной. Продолжительность 1 неделя
Цель | Форма работы | Результат |
Расширить представление детей о деревьях, растущих на территории детского сада | Наблюдение: «Какие деревья растут на нашем участке?» | Дети получили представление о деревьях, растущих на территории детского сада, их строении, внешнего вида |
Научить детей находить сходства и отличия коры деревьев | Исследовательская деятельность «Рассматривание, сравнение коры дерева» | |
Научить детей находить сходства и отличия в семенах деревьев | Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение семян деревьев» | Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности |
Учить сравнивать и составлять рассказ о дереве | Дидактические игры: «Сравни» | Дети научились сравнивать и составлять небольшой рассказ о дереве |
Определять лишний предмет | Д. и.: «Что лишнее» | Дети научились определять лишний предмет |
Указывать плод растения | Д. и: «Назови плод» | Дети научились узнавать и называть плоды растений |
Находить дерево по описанию | Д. и: «Найди свое дерево» | Дети научились находить дерево по описанию |
Научить детей рисовать березу | Рисование «Береза» | Дети научились рисовать березу в разное время года |
Научить детей составлять панно из осенних листьев | Аппликация «панно из осенних листьев» | Дети научились составлять панно из осенних листьев |
3 этап. Заключительный. Продолжительность 3 дня
Описание продукта: выставка «Лесные скульптуры»
В ходе проекта, родителям и детям было предложено участие в выставке «Лесные скульптуры». Работы были изготовлены из природного материала. Родители и дети проявили фантазию, творческое воображение, умение неординарного подхода к делу. У детей и родителей были созданы положительные эмоции от полученных впечатлений.
Литература:
1. «Мудрость дерева» А. Лопатина
2. «Жизнь дерева» А. Лопатина
3. «Зеленая страна» Е. Серова
Приложения 1.
Наблюдение: «Какие деревья растут на нашем участке?»
Ход наблюдения:
1. Как зовут тебя дерево? (Обнять, погладить кору. Послушать, что дерево ответит.)
2. У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? (Рассмотреть и ответить.)
3. Для чего людям нужны ноги и руки? Дереву листья, ствол, кора.
4. У детей есть знакомые: друзья, соседи. А у дерева?
5. Кто бегает, растет рядом с ним, прилетает к нему?
6. Наблюдение за окружением дерева. Порассуждать, нравятся ли дереву его соседи? Почему?
Приложение 2.
Исследовательская деятельность:
«Рассматривание, сравнение коры дерева»:
1. Рассмотреть какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая, толстая, тонкая).
2. Понюхать кору.
3. Для чего нужна кора дереву?
«Рассматривание и сравнение семян деревьев»:
1. На что похожи семена?
2. От какого дерева эти семена?
Приложение 3.
Занятие «Деревья-наши друзья».
Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, осиновая роща,
Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.
Ход занятия:
-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.
-Наши друзья - это деревья!
-Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.
-Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
(Дети: тополь, береза, ель, рябина, клен.)
Выходит первый ребенок
(читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева):
«Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено. Рассмотри подробнее его, смотри не поленись: Ствол - дереву опора, убегает ввысь. Ты потрогай твердую древесную кору. Надежно защищает
она дерево в бору. Создают прохладу под деревом
листочки, Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись, Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок -у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок - ствол покрыт корой)
- Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок - через корни дерево
получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). - Молодцы!
Правильно назвали строение дерева.
А это что за дерево?
Выходит второй ребенок:
«Листву рассыпает метель золотая, Я в парке
сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится И медленно мне на ладошку ложится. Осенние клены -цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды. Найду я
зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета».
(С.А. Васильева)
Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью...)
-Какого цвета бывают кленовые листья осенью?(Дети -желтые, красные)
-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный,
желто-зеленый лист)
-А теперь к какому дереву мы подошли?
Выходит третий ребенок:
«Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пух. Над улицей несутся сотни белых мух».
(С.А. Васильева.)
-Тополь, это дерево, которое растет в городе.
-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (Дети: тополь- это городское дерево)
-Для чего в городе нужны деревья? (Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух)
-Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)
-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)
Выходит четвёртый ребенок:
Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими.
- А что говорят в народе о сосне?
1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,
-2 ребенок « Всякая сосна своему бору шумит»
-Как выглядит сосна?
(Дети:
Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна,размножается шишками.)
-Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из
осенних листьев. (Дети собирают листья)
-Как много красивых листьев собрали!
-А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
-Какая красивая тропинка получил ась!
-Вам нравится ребята? (ответы детей)
-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)
Пятый ребенок:
В белых платьицах подружки Из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, Листья в косы заплели.
(С.А. Васильева)
Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)
-у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
(Дети: у березы)
У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (Дети: у березы)
-Какое значение имеет - листопад?
(Дети:
приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
А сейчас, отгадайте загадки:
3. В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
4. Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
5. Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)
Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща.)
-А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща)
-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)
Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла»
. Вот и закончилось наше занятие.
-Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас
белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
-До новых встреч! До свидания!
Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад №4» городского округа город Агидель Республики Башкортостан.
Экологический проект «Деревья нашего участка»
Сахаветдинова З.А.
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.
Охватываемые образовательные области: « Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», « Социализация», «Музыка», «Физическое воспитание», «Безопасность».
Ресурсное обеспечение: семья, участок детского сада, групповое помещение.
Актуальность
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому- что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.
Экологический проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.
Выводы: дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их живой и неживой природой.
Цель проекта
Формировать представления детей о потребности деревьев в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов; бережное и заботливое отношение к природе, активное участие родителей и детей в природоохранной деятельности.
Развитие у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых принять участие в проекте и в изготовление кормушек для птиц.
Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы в ходе наблюдений и бесед.
Задачи проекта
Расширять представления детей о деревьях, о их значении в жизни человека оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Формировать у детей представления о взаимосвязи деревьев с окружающей средой.
Развивать у детей познавательную активность.
Знакомить со стихами, песнями, загадками о деревьях.
Активизировать и обогащать словарь.
Воспитывать любовь к природе, бережного отношения к ней.
Ожидаемый результат
1. Расширятся знания детей к растительному миру-деревьям;
2. Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного.
3. Пополнится словарный запас по данной теме.
4. Освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами.
5. Родитель активный участник в экологическом проекте и способный воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Этапы проекта
1этап – Подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Обсуждение цели и задач с детьми и с родителями.
Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.
Совместно с детьми и родителями изготовить кормушки для птиц.
Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.
2этап – Практический
Внедрение воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о деревьях.
Оформление альбома « Деревья нашего участка», «Птицы»
«Музыка природы».
Разучивание стихотворения С.Есенина «Береза»
Составление описательных рассказов о деревьях.
Выставки детских работ «Ёлочки», «Березка», «Кисть рябины».
Наблюдение за деревьями, за зимующими птицами.
Проведение тематической недели: «Деревья- наши друзья».
Опыты- эксперименты Подвижные игры
Словесные игры
родителями Чтение
Дидактические игры художественной литературы
Наблюдения в
природе Рассматривание картин,
иллюстраций
Рябина Боярышник
Береза Черемуха
Липа
Дерево могуче, дерево сильно,
ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его,
Смотри не поленись:
Ствол- дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору
Надежно защищает оно дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Она весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!
Зима в город к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко-красный шарик-
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица
На рябине покормиться!
С.А.Васильева.
Дидактические игры: « Узнай дерево», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «Скажи по-другому», «От какого дерева лист».
Подвижные игры: « К названному дереву беги», « Кто скорее добежит через препятствия к дереву».
Беседы: « Что мы знаем о деревьях», « Есть у дерева друзья?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Кому нужны деревья в лесу?», «Что нужно дереву для жизни?»
Просматривание альбома «Деревья», « Зимующие птицы»
Придумывание историй, загадок, сказок про деревья, про птиц.
«Жизнь дерева» А.Лопатина,
Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.
«Праздник леса» С.Я.Маршак,
«Липкины дары» А.Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.
«Мудрость дерева» А.Лопатина
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3 этап – Заключительный
Подведение итогов реализации проекта:
· сколько интересного мы узнали о деревьях.
· как ухаживать за деревьями в зимний период.
· выставки детских работ.
· итоговое занятие «Деревья – наши друзья»
Итоги проекта
· Проект позволил детям расширить знание о природе родного края, о пользе деревьев.
· Дети получили ответы на интересующие вопросы.
· Выросли коммуникативные навыки.
· Дети активно проявили себя в творческих работах.
· Родители активно приняли участие в изготовлении кормушек
Встречаемся с нашей березой
каждый день.
Что нужно дереву для жизни?
(солнце, вода, ветер, воздух, земля).
Взаимосвязь живой и неживой природы.
Орудия труда, которые необходимы для ухода за деревом.
Разучивание стихотворения С. Есенина «Береза»
Вот какие
у нас деревья получились
Выставка «Ёлочки»
Вот такие интересные поделки получились у наших родителей из сухих листьев
Пластилинография
«Кисть рябины»
Дерево зимой «Ему тепло, уютно и весело
от нашей работы».
«Укроем березу снегом, чтобы было тепло».
Не скучай - птицы твои друзья!
Помогаем птицам пережить зиму:
«Птицам страшен не холод, а голод!»
Кому нужны деревья в лесу.
Теоретический и практический материал к проекту.
Спасибо за внимание!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Деревья нашего участка»
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.
Охватываемые образовательные области: « Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», « Социализация», «Музыка», «Физическое воспитание», «Безопасность».
Ресурсное обеспечение: семья, участок детского сада, групповое помещение.
Актуальность
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому- что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.
Экологический проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.
Выводы: дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их живой и неживой природой.
Цель проекта
Формировать представления детей о потребности деревьев в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов; бережное и заботливое отношение к природе, активное участие родителей и детей в природоохранной деятельности.
Развитие у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых принять участие в проекте и в изготовление кормушек для птиц.
Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
Задачи проекта
Расширять представления детей о деревьях, о их значении в жизни человека оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Формировать у детей представления о взаимосвязи деревьев с окружающей средой.
Развивать у детей познавательную активность.
Знакомить со стихами, песнями, загадками о деревьях.
Активизировать и обогащать словарь.
Воспитывать любовь к природе, бережного отношения к ней.
Ожидаемый результат
Этапы проекта
1этап – Подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Обсуждение цели и задач с детьми и с родителями.
Проведение тематических лекций «Деревья - наши друзья».
Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.
Совместно с детьми и родителями изготовить кормушки для птиц.
Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.
Проведение бесед тематических лекций.
2этап – Практический
Внедрение воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о деревьях.
Оформление альбома « Деревья нашего участка», « Птицы нашего края»,
«Музыка природы».
Разучивание стихотворения С.Есенина «Береза»
Составление описательных рассказов о деревьях.
Выставки детских работ «Ёлочки», «Березка», «Кисть рябины».
Проведение тематической недели: «Деревья- наши друзья».
Занятия по окружающему миру, ИЗО, Экологическому воспитанию.
Труд
Опыты- эксперименты Подвижные игры
Виды совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. |
Словесные игры
Досуг
Работа с
родителями Чтение
Дидактические игры художественной литературы
Наблюдения в
Природе Рассматривание картин,
Иллюстраций
Деревья, которые растут на нашем участке.
Рябина Боярышник
Береза Черемуха
Липа
Стихотворение «Строение дерева»
Дерево могуче, дерево сильно,
ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его,
Смотри не поленись:
Ствол- дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору
Надежно защищает оно дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Она весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!
Зима в город к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко-красный шарик-
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица
На рябине покормиться!
С.А.Васильева.
Социально-личностное развитие
Дидактические игры: « Узнай дерево», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «Скажи по-другому», «От какого дерева лист».
Подвижные игры: « К названному дереву беги», « Кто скорее добежит через препятствия к дереву».
Познавательно-речевое развитие
Беседы: « Что мы знаем о деревьях», « Есть у дерева друзья?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Кому нужны деревья в лесу?», «Что нужно дереву для жизни?»
Просматривание альбома «Деревья», « Зимующие птицы»
Придумывание историй, загадок, сказок про деревья, про птиц.
Чтение художественной литературы
«Жизнь дерева» А.Лопатина,
Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.
«Праздник леса» С.Я.Маршак,
«Липкины дары» А.Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.
«Мудрость дерева» А.Лопатина
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3этап - Заключительный
Подведение итогов реализации проекта:
сколько интересного мы узнали о деревьях
сколько птичек мы спасли мы за зимний период
оформление выставок
Когда задумал Бог оживить землю, рассыпал он по земле семена жизни и попросил Матушку-землю вырастить себе платье зеленое: деревья, кустарники да травы. Спросила тогда Матушка-земля у Бога, какие деревья ей вырастить для людей? Повелел ей Бог вырастить такие деревья, чтобы учились у них люди божественной мудрости. Так выросли на земле разные деревья. В древние времена люди знали, у какого дерева какое качество мудрости взять.
Кому нужно было очиститься, к березке шли, с ней разговаривали. Березка своим белоснежным платьем всегда людям о чистоте напоминала, а гибкими легкими веточками о нежности.
Если у кого на сердце тяжесть лежала, такого человека старики к липе посылали. Липа — дерево мягкое и сердечное — любое каменное сердце смягчить умела. Недаром ее изящные листочки маленькие сердечки напоминают. Подышит человек медовым липовым ароматом, и легче у него на душе становится.
Мужеству и твердости люди у дуба учились. Дубовыми ветками награждали людей, совершивших великие подвиги, самых мужественных и храбрых.
Вот ивушка над водой склонилась и кажется, будто красная девица затосковала о суженом, или русалочки в плакучие ивушки превратились и горюют по дому подводному. У ивушки люди состраданию учились. Чье сердце равнодушно к чужому горю, тому почаще к ивушке приходить надо. Попадут ивушкины слезы в сердце — растопят в нем равнодушие.
С древних времен люди заметили, что щедрый урожай рябины к зиме суровой. Чем тяжелее зима, тем щедрее это деревце дарит птицам, зверям и людям свое богатство ягодно-витаминное. Бывает вся рябинка так усыпана гроздьями ярко-красными, что согнется тонкая под своим богатым платьем. Но стоит, не ломается, ждет, когда ее богатство понадобится. У рябинки кудрявой люди щедрости учились.
У каждого дерева свой вид и характер. Сосна стройная, осина трепетная, ель величавая, дуб могучий. В каждом дереве частичка мудрости спрятана. Шумит лес разными голосами. Тысячи деревьев, тысячи сокровищ... Если вы придете к нему, подарит вам лес свои сокровища. Кому что нужно? Кому грибы да ягоды для еды, кому древесина для хозяйства, кому листья да почки для здоровья, а кому мудрость для — сердца.
- . Раздайте детям карточки с рисунками разных деревьев. Каждый представляет себя тем или иным деревом, а затем рассказывает другим о своей жизни. Все остальные отгадывают, какое "дерево" рассказывало о себе.
- . Во время прогулки по лесу прислушайтесь к разным деревьям и постарайтесь услышать, о чем они говорят.
- . Какой характер у разных деревьев в лесу?
- . Встречали ли вы в лесу необычные деревья? Выберите в лесу какое-либо необычное дерево и напишите историю его жизни.
Рамиля Шамилевна
Экологический проект «Деревья нашего края»
Название проекта : Деревья нашего края .
Возраст : 5-6 лет (старшая группа)
Ф. И. О. воспитателя разработавшего проект : Шафикова Рамиля Шамилевна
Вид проекта : информационный, практико-ориентировочный.
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Актуальность проекта : В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты . Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе . Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете .
Цель проекта : формирование экологической культуры , под которой следует понимать совокупность экологического сознания , экологической деятельности и чувств.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели групп.
Место реализации проекта : Республика Татарстан, город Набережные Челны, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 63 “Жемчужинка”.
Создание педагогических условий :
1. Создание развивающей среды.
2. Проведение систематического знакомства (обучение) детей с деревьями , природой.
3. Привлечение к данному проекту родителей .
Этапы реализации проекта :
I этап. Подготовительная работа. Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду. Постановка проблемы (погружение в проблему) . Формируют проблему : «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше , воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья , понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы ». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
II этап. Основной этап. Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев , проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет) . Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности : посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев , уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев , изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.
III этап. Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ . Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов .
Ожидаемые результаты :
Повышение уровня экологической грамотности детей ;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках , их значении в природе и жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Перспективно-тематический план
№ Тема Организованная образовательная деятельность Совместная работа воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с родителями
1. Мудрое дерево . Формирование целостной картины мира “Мудрое дерево” .
Цели :: формировать представление об уникальности дерева : рассмотреть ствол, переплетение веток.
Д/и «Назовите растение» .
Цели : назвать растение, их отличия.
Чтение Е. Серова «Зеленая страна» .
Цели : прививать любовь к зеленым братьям и сестрам». Рассматривание иллюстраций, набора открыток о деревьях .
Д/и «Сравни» .
Цели : каждый ребенок должен рассказать о своем дереве и сравнить его с другим. Консультация «Природа как воспитатель» .
2. Картина природы. Лепка «Путешествие в осенний лес» . Цели : Совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинография (рисование пластилином, использовать его свойства при расплющивании, сплющивании создавая изображение в полуобъёме, размазывании.
Чтение худ. лит-ры А. Лопатина «Липкины дары» .
Цели : объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Наблюдение за деревом .
Цели : учить определять дерево по цвету , по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Выставка детских работ.
Д/и «Узнаю деревце » .
Цели : учить находить дерево по описанию .
Д/и «Картины природы»
Цели : расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов. Анкетирование
«От семечки к дереву »
3. Зеленый мир. Рисование “Уж верба вся душистая”.
Цели : Учить детей рисовать ветки вербы в вазе, передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги. Развивать воображение детей, самостоятельность при выборе изобразительного материала.
Беседа “Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?”
Цели : выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.
Слушание П. Чайковского – цикл произведений «Времена года» , заучивание песен о деревьях .
Выставка детских работ.
Д/и «Зеленый мир» . Цели : закреплять знания детей о растениях.
Д/и Зоологическое домино».
Цели : закреплять знания детей о диких и домашних животных. Акция «Посади дерево »
4. Листопад. Рисование “Цветет сирень”. Цели : Учить воспроизводить рисунок с натуры и на основе наблюдений в природе.
Совершенствовать технические приемы рисования кистью : плашмя, концом, тычком.
Чтение А. Лопатина «Мудрость дерева » . Цели деревьям
Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад» . Выставка детских работ.
Д/и «Где что зреет?»
Цели : учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями .
Рассматривание картин о лесных деревьях . Консультация «Экологическое воспитание в семье »
5. Жизнь дерева . ФКЦМ «Наши друзья» . Цели : формировать элементарные представления о жизни деревьев , их взаимосвязь в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Чтение художествен. литературы «Жизнь дерева » А. Лопатина. Цели : воспитывать бережное отношение к деревьям .
Опыт : наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой.
Д/и «Чудесный мешочек» .
Цели : учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
П/и «Лесные пятнашки» .
Цели : дети играют в пятнашки со следующими условиями : нельзя салить игрока. Консультация для родителей в старшей группе на тему : «Воспитание любви к природе»
6. Кора деревьев . ФКЦМ «Кора деревьев » .
Цели : Продолжать воспитывать любовь к деревьям , бережное и заботливое
отношение к ним. Беседа на тему : «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» .
Цели : углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.
Отгадывание загадок о деревьях .
Выставка детских работ.
Д/и «Что лишнее» . Цели : дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .
Развивающая игра «Шнуровка своими руками – просто и занимательно» . Совместная работа родителей с детьми на участке детского сада.
7. От дерева к дереву . Чтение рассказа по ФКЦМ «Как скворец себе дом выбирал» .
Опыт «Как деревья спасают нас от жары » .
Чтение рассказа Т. А. Шорыгина «Деревья . Какие они?»
Цели : воспитывать уважение и любовь к деревьям , что многому можно научиться у них.
П/и «Найди свое дерево » .
Цели : дети должны по сигналу взрослого найти свое дерево .
Д/и «Вершки-корешки» .
Цели : учить детей составлять целое из частей. Активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев.
8. Зеленый мир на окне. Рисование «Березка» .
Цели : Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками. Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.
Чтение рассказа Н. Некрасова «Зеленый шум» .
Цели : прививать любовь к зеленым братьям и сестрам».
Д/и «Собери листья» .
Цели : воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям».
Выставка детских работ. Д/и «Чудо-дерево » . Цели : закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.
Д/и «Волшебный круг» .
Цели : познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме. Консультация для родителей в старшей группе на тему : «Зелёный мир на окне» .
9. Русская березка. ФКЦМ «Люблю березку русскую» .
Цели : формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Беседа “Как березу использовали в древности?”.
Цели : подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека.
Чтение пословиц и поговорок о деревьях .
П/и «Найди такой же лист» .
Цели : знакомство с природой, развивать двигательную активность.
Д/и «Найди лишнее» .
Цели : развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта»
10. Чудо-дерево . Аппликация «Волшебный лес» .
Цели : Познакомить детей с засушиванием листвы деревьев , изменением ее свойств, возможностью использования сухой листвы как материала для аппликации.
Беседа «Красота природы бесценна» . Цели : дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево . Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Чтение сказки А. Прокофьева «Березка» . Цели : воспитывать уважение и любовь к деревьям , что многому можно научиться у них.
Выставка детских работ. Д/и «Кто дружит с деревом ?» . Цели : закреплять представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Д/и «Березка» . Цели : учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.