Описание материала : предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) - это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй - как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период - быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития - это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это - «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее - «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное - одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это - 1, если не обуто, то это - 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника - 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время - 3 минуты).

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование - всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.

Доклад по теме:

«Развитие речи и высших психических функций у детей дошкольного возраста».

Учитель-логопед СОШ №22 СУИОП Родина Л.С.

Какова же функция работы учителя-логопеда?

Учитель-логопед занимается развитием речи, исправлением звукопроизношения, а также развитием ВПФ: памяти, вниманием, мышлением, восприятием.

Сегодня мы будем говорить о речевом развитии детей.

Наших детей иногда называют любознательными исследователями. Они начинают получать информацию сразу же после своего рождения. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он понимает обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. То есть речь появляется посредством самонаучения, а не подражения.

В возрасте от 2 до 6 лет процесс познания и обучения протекает стремительно быстро. Наблюдая за своим ребенком, вы видите, что он интересуется абсолютно всем на свете: из чего сделана чашка, как устроена лампочка (особенно это свойственно для мальчиков), почему зимой вода замерзает, а летом нет. Ребенок постоянно задает нам вопросы: «Почему?, «Зачем?», «Отчего?», таким образом, он познает окружающий мир.

К тому моменту, когда ребенок собираются идти в школу, его мозг уже усваивает такое количество сведений о себе, своей семье, окружающем мире, о котором мы, взрослые, даже не подозреваем.

Разговаривая с ребенком, необходимо обращать внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. По данным выдающегося психолога Анатолия Александровича Леонтьева словарный запас 6-ти летнего ребенка достигает 7000 слов. В разговоре ребенок должен использовать сложные предложения, включающие более 5 слов.

В шестилетнем возрасте у детей в основном завершается этап усвоения грамматической системы языка.

Что же должен знать ребенок в возрасте 6 лет?

  • Ребенок должен правильно отвечать на вопросы: «Что это?», «Кто это?»,
  • образовывать множественное число существительных: «ягода-ягоды»; «носок- носки», «рот-рты», «ухо-уши» ;
  • обобщающие понятия. Например «жираф, лев, верблюд, зебра – это дикие животные»;
  • образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: «стол-столик», «стул-стульчик»;
  • образование новых слов при помощи увеличительных суффиксов: «рука-ручища», «волк-волчище»;
  • образование новых слов при помощи ласкательных суффиксов: «кошка-кошечка», «заяц-заинька»;
  • название детенышей животных: «у свиньи-поросенок, у лягушки-лягушонок, у совы-совенок, у орла-орленок», у лошади-жеребенок;
  • образование наименование предметов: «Хлеб лежит в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице»;
  • образование родственных слов: «козел – коза – козленок»;
  • согласование существительных с существительными: «1 птица, 2 птицы, 5 птиц»;
  • соотношение целого и его частей: «чайник: носик, ручка, крышка, дно»;
  • знание предлогов (ручка лежит на тетради, под, над, справа, слева, в);
  • правильно подбирать глаголы (например, кричать, говорить, шептать, петь);
  • глаголы, образованные звукоподражательным путем (комар –пищит, лягушка –квакает, корова –мычит, курица -кудахчет, коза –блеет, лошадь –ржет, гусь –гогочет);
  • образование относительных прилагательных: кофта из шерсти – шерстяная кофта, ботинки из кожи – кожаные ботинки;
  • форма предмета: «арбуз круглый, а яйцо овальное, кубик квадратный, а крыша треугольная»;
  • вкус предмета: «лимон кислый, а торт сладкий»;
  • размер предмета: «дерево высокое, а куст низкий. У жирафа шея длинная, а у собаки короткая»;
  • скорость предмета: «заяц бежит быстро, а черепаха медленно»;
  • характерные особенности предмета: «лев храбрый, а заяц трусливый»;
  • вес предмета: «чемодан тяжелый, а шарик легкий»;
  • образование притяжательных прилагательных: «у кошки хвост кошачий, у козы шерсть козья»;
  • согласование прилагательных с существительными: «крокодил зеленый, елка, ведро, огурцы»;
  • подбор слов с противоположным значением (антонимы): «Грустить – радоваться, медленный – быстрый»;
  • подбор слов близких по значению (синонимы): «метель, пурга, вьюга, буран, метелица»;
  • многозначность слов: «иголка может быть швейной, у ежика, у ели, у шприца»;
  • переносное значение слов: «золотые руки – умелый, работящий человек. Болтлива, как сорока – болтливая женщина, многоговорящая»;
  • происхождение слов: «подснежник – первый весенний цветок, который появляется из-под снега. Подберезовик – гриб, растущий под березой».


Владея этими знаниями, ребенок даст отличный результат и поможет предупредить возникновение проблем со школьной успеваемостью.

Для того, чтобы предотвратить трудности во время обучения в начальных классах, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

  1. Галина Петровна Шалаева «Родная речь», «Занимательная грамматика», «Занимательная арифметика».
  2. Ирина Викторовна Скворцова «Логопедические игры».
  3. Виктория Семеновна «Альбом по развитию речи».

Параллельно с развитием речи у ребенка развиваются ВПФ: память, мышление, восприятие, внимание – это основы, на которых строится речь.

Мышление подразделяется на:

  • Наглядно-образное,
  • Наглядно-действенное,
  • Вербально-логическое.

Для проверки наглядно-образного мышления ребенку предлагают собрать пазлы.

Наглядно-действенное мышление характеризуется сборкой пирамидки.

Вербально-логическое мышление . Перед ребенком раскладываются картинки одного рассказа, но не последовательно. Задача ребенка: разложить последовательно и составить рассказ (карточки №5).

Восприятие подразделяется на:

  • Зрительное,
  • Слуховое,
  • Пространственное,
  • Временное.

Обследуя зрительное восприятие ребенку предлагается исправить ошибку, допущенную художником («Занимат. Грамматика», стр. 11).

Слуховое восприятие проверяется ритмическим рисунком: / // ///.

Пространственное – нарисовать круг, и предложить ребенку дорисовать что-нибудь, чтобы получилась картинка.

Временное проверяется вопросами, типа: «Что было перед зимой?», «Что наступает после ночи?». «Назови соседей четверга».

Для того, чтобы ребенок запомнил дни недели, советую приобрести настенный календарь.

Память подразделяется на:

  • Слухоречевую,
  • Зрительную,
  • Тактильную и двигательную.

Слухоречевая память. Ребенку предлагают прослушать 10 одно-двусложных слов, а затем воспроизвести в любом порядке.

Зрительная память . 6 цифр (букв) раскладывают перед ребенком. Через 15с цифры (буквы) убирают, а ребенок пишет по порядку цифры (буквы).

Тактильную и двигательную проверяют, проводя игру «Волшебный мешочек».

Чтобы проверить внимание и память вашего ребенка, задайте вопросы, типа:

Назови свое имя.

Назови свою фамилию.

Назови свое имя и фамилию.

Назови свою фамилию и имя.

И в заключении, хочу вспомнить хорошо знакомые всем слова: «Все мы родом из детства» и пожелать Вам, родителям терпения в совместной кропотливой работе со специалистом по преодолению тех или иных проблем у ребенка во благо его будущей жизни.


Профиль развития речи ребёнка и других высших психических

функций в первые семь лет

От 0 до 1 года.

От 0 до 1

Крупная моторика

возраст

Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать её не может, роняет, поворачивает в сторону.

1 мес.

Пытается поднимать голову, лёжа на животе

1 мес.

В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами

2 мес.

Удерживает голову, находясь в вертикальном положении

2 мес.

Лёжа может опираться на предплечья

2,5 мес.

Активно поднимает голову из положения на спине

4,5 мес.

Переворачивается на бок

4,5 мес.

Сидит при пассивно приданной позе

6 мес.

Переворачивается со спины на живот

6,5 мес.

Переворачивается с живота на спину

7 мес.

Передвигается на четвереньках самостоятельно

8 мес.

Стоит у опоры, встаёт самостоятельно

10 мес.

Стоит самостоятельно

11 мес.

Ходит с поддержкой

11,5 мес.

Ходит самостоятельно

12 мес

1г.4 мес.

Пытается бегать

1г. 7 мес.

Поднимается и спускается по лестнице

1г. 10 мес.

Мелкая моторика

Пальцы сжаты в кулачок

1 нед.

Открывает кулачок

2 мес.

Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет её в рот

2,5 мес.

Тянется к игрушке, хватает её

3,5 мес.

Захватывает мелкие игрушки

5 мес.

Перекладывает игрушку из руки в руку

5,5 мес.

Активно манипулирует предметами

7 мес.

Указательным и большим пальцами захватывает предметы

10 мес.

Может нанизывать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

12 мес.

Зрительное восприятие

Зажмуривание век на яркий свет

1 нед.

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке

1 мес.

Длительное сосредоточение

2 мес.

Рассматривает собственные руки

3 мес.

Тянется к игрушке

3,5 мес.

Подносит игрушку к глазам, рассматривает её

4,5 мес.

Рассматривает крупные картинки

6 мес.

Дифференцированное восприятие близких и знакомых

8 мес.

Узнает себя и близких в зеркале

10 мес.

Слуховое восприятие

Вздрагивает и мигает при громком звуке

1 нед.

1,5 мес.

2,5 мес.

Реагирует на своё имя

6 мес.

Плясовые движения под весёлую музыку

8,5 мес.

Импрессивная речь

возраст

1 мес.

3 мес.

В ответ на обращение к ребёнку, возникает ответная голосовая активность

5 мес

Реагирует на свое имя

6 мес.

Понимает речевые команды с жестовым подкреплением

7 мес.

Понимает речевые команды без жестового подкрепления

8 мес.

По просьбе оказывает части лица у куклы, у взрослого

9 мес.

По просьбе находит знакомые предметы

9 мес.

По просьбе выполняет действие с игрушками

10 мес.

Понимает команду «нельзя»

11 мес.

Выполняет много команд по просьбе

1 год

Экспрессивная речь

1 мес.

Спонтанно произносит отдельные звуки, отражённо гулит.

2 мес.

Активное гуление: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу».

4 мес.

Активно, певуче гулит с цепочкой звуков. Развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.) Все дети мира гулят одинаково

5 мес.

Лепет проявляется короткими звуками (гласные с губными согласными): «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых.Дети пытаются подражать артикуляции взрослых.

5,5 мес.

Активный недифференцированный лепет: « ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо»

6 мес.

Появляются двойные звуковые сочетания типа « ба-ба »; малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. Произносит цепочки слогов с разными интонациями.

7,5 мес.

Называет людей и некоторые предметы слогами. Связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

10 мес.

Говорит около 10 слов типа « дай [дай], на [на], дом [дом ]и т.д.

1 год

Эмоции. Коммуникация

Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет.

1-2 нед.

Через некоторое время после «заигрывания» взрослого с ребёнком у последнего появляется ответная улыбка, «ротовое внимание»

1,5 мес.

На эмоциональный контакт со взрослым ребёнок отвечает активной улыбкой

2 мес

3 мес.

В ответ на общение со взрослым ребёнок дает выраженный «комплекс» оживления

3 мес.

Появление улыбки при появлении взрослого человека, который молчит

4,5 мес.

Различает жесты и мимику окружающих

5 мес.

Реагирует на строгие и ласковые интонации

5,5 мес.

Активно выражает отношение к «близким «и «чужим», эмоции дифференцированы

6мес.

Тянет руки, чтобы взяли на руки

7,5мес.

Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека чаще матери

7,5мес.

Ребёнок дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение

8мес.

Ребёнок легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях

9 мес.

Ребёнок по просьбе машет рукой, обнимает родителей

11 мес.

Самообслуживание

Может есть с ложки

5 мес

Держит бутылочку, из которой сосёт

6 мес.

Пьёт из чашки, которую держит взрослый

7 мес.

Помогает одевать себя (подает руку, ногу)

8 мес.

Игра

Рассматривает вложенную в руку игрушку

3 мес.

Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребёнка

3 мес.

Занятие с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности

5 мес.

Подолгу играет с подвешенными игрушками

5 мес.

Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям

9 мес.

Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывая

9 мес.

Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга; надевает кольца на штырь

11 мес.

Играет с мячом

12 мес.

От 1г. до 2 лет.

От 1 до 2 лет

Крупная моторика

возраст

Ходит длительно, поворачивается

1г. З мес.

Перешагивает через препятствия

1г. 6 мес.

Пытается бегать

1г. 10мес

Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила

1г. 11м.

Мелкая моторика

Рисует каракули, росчерки

1г. 5 м

Разрывает бумагу

1г.6м.

Переворачивает по одной странице

1г.8м.

Зрительное восприятие

Показывает отдельные предметы в быту

1г.

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

1 г 2мес.

Узнает несколько простых картинок (около 5)

1г. 3 мес.

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

1г. 8 мес.

Дифференцирует количество предметов

1г. 8мес.

Подбирает парные игрушки и картинки

1г. 9 мес.

Слуховое восприятие

Пытается воспроизводить серии звуков с определённой интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого

1г.

Повторяет услышанные короткие слова

1г.3 мес.

«вставляет» слова в знакомые стихи

1г.5 мес.

Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звук

1г.8 мес.

Импрессивная речь

Показывает несколько частей тела

1г.3м.

Показывает все части тела

1г.6м.

Показывает все объекты в быту

1г.9м

Показывает много картинок

2г.

Экспрессивная речь

В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов(мама, дада, «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.). Малыш практически все согласные звуки произносит смягченно. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты.

Соотносит слоги с определенным предметом

1г.2м.

Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)

1г.4м.

«Телеграфная речь»: двухсловные предложения

В речи появляются фразы типа: «Мама дай», «Мишка тут», «Хочу пить». Можно отметить появление в речи ребенка первых

прилагательных: «»хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, ели они будут звучать:«хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «кассий»

1г.8м.

Интеллект

Узнает значение слов, коротких фраз

Различает несколько предметов по названию

1г.

Ищет спрятанную игрушку

1г.

Тянет в рот только съедобное

1г.5м

Может выполнить простые поручения

1г.6м

Различает «один» и «много»

1г.11м

Различает «большой» и «маленький»

1г.11м

Эмоции, коммуникация

Появляется сопереживание, утешение

1г.2мес.

Использует слово «нет», выражая несогласие

1г.3мес.

Использует слово «да»

1г.4 мес.

Помогает в простейших работах (по инструкции)

1г.7мес.

Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами

1г.8мес.

Активно пользуется жестами

1г.10мес.

Острая реакция на отсутствие матери

1г 10мес.

Самообслуживание

Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье

1 г.

С помощью подносит ложку ко рту

1г.2мес.

Пьёт из чашки не проливая

1г.3мес.

Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)

1г. 3мес.

Моет руки с небольшой помощью

1г.4мес.

Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожёвывает пищу.

1г.6 мес.

Снимает расстегнутое пальто, куртку.

1г.9 мес.

Ест и пьёт самостоятельно.

1г.10мес.

Ест твёрдую пищу самостоятельно.

2 года

Игра

Строит простые структуры из блоков

1г.1мес.

Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками

1г2 мес.

Наблюдает за игрой других детей

1г. 2 мес.

Играет самостоятельно

1г.4мес.

Начало функциональной игры.

1г. 6 мес.

Любит тянуть, перетаскивать игрушки

1г.9 мес.

Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков.

1г 9мес.

Предпочитает активные игрушки(поезд, телефон, и т.п.)

2г.

От 2 и до 3лет.

От 2 до 3 лет

Крупная моторика

возраст

Бегает

2 г.

Самостоятельно приседает и встает

2 г.

Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 г.

Стоит на одной ноге без поддержки

2 г. 6мес.

Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)

2 г. 6мес.

Умеет ездит на трехколесном велосипеде

2 г. 6мес.

Мелкая моторика

Повторяет вертикальные и круглые линии

2 г.

«Правильно» держит карандаш

2 г. 6мес.

Зрительное восприятие

Узнает знакомые предметы по ТВ

2 г.

Знает много картинок (10-15)

2 г.

Понимает смысл простых картинок с действием

2 г. 6мес.

Узнает контурные, черно-белые изображения

2 г. 6мес.

Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке

2г. 6 мес.

Зрительно дифференцирует понятия о протяженности и местоположении

2г. 6 мес.

Импрессивная речь

Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь. Показывает много картинок

2г.

Понимает содержательные, несложные рассказы

2г. 5м

Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке

2г. 5м.

Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия

2г. 5м.

Экспрессивная речь

Активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов.

Составляет предложения из 3-4 слов.

2г.

Задает вопросы со словами «кто», «где», «куда?» (порядок слов в предложении не всегда правильный

2г 6м.

Легко повторяет фразы

2г.6м

Речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми.

2г. 10м

Из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные : [а,о,у,и, ы,э ], и все простые согласные [б, б’, п, п’, м, м’, т, т’, н, н’, к, к’, г,г’, в, в’, ф,ф’], строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

3 г.

Интеллект

Заполняет доску Сегена (путем проб и ошибок)

Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу и принеси мне)

2г.6м.

Подбирает цвета по образцу (синий к синему)

2г.6м.

Классификация на 2 группы (по цвету и форме)

2г. 6м.

Самообслуживание

Ест твёрдую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)

Просится на горшок в дневное время

Самостоятельно моет и вытирает руки

2г.

Застёгивает и расстегивает молнию (кроме замка)

2 г.

Ест ложкой, вилкой (аккуратно)

2г. 6м

Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку и т.п.)

2г. 6м.

Игра

Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.)

2 г

Делает куличики

2г.

Собирает закручивающиеся игрушки

2г.

Собирает пирамидку по порядку.

2г. 6мес.

От 3 до 4 лет

От 3 до 4 лет

Крупная моторика

возраст

Прыгает на двух ногах

Мелкая моторика

Копирует круг

3г.

Расстегивает пуговицы

3г.

Зрительное восприятие

Узнает перечеркнутые изображения

3г.

Узнает наложенные изображения

3г.

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

3г. 6м

Слуховое восприятие

Может отстукивать простые ритмы по образцу

3г. 6м

Импрессивная речь

Может ответить речью, мимикой, жестом на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте

3г 5 мес.

Экспрессивная речь

активный словарь ребёнка насчитывает 1200-1500 слов. В этом возрасте ребёнок начинает использовать речь в качестве средства общения со сверстниками

3г.

Пытается использовать множественное число, прошедшее время

Зг.

Использует отрицательные частицы «не, ни»

Зг.

Использует прилагательные и местоимения

Зг.6мес.

Задает вопросы «когда, что внутри, почему?»

Зг.6мес.

Способен вести диалог с взрослым

3г 6мес.

Использует сложные предложения

3г.6 мес.

Ребёнок уже может вести осмысленный диалог со взрослыми, выражать свои мысли

3г.6 мес.

Интеллект

Классификация на две группы (по цвету и форме)

3г.

Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме

3г. 6мес.

По цвету (3-4 группы)

3г. 6мес.

Вербальный интеллект

Дорисовывает недостающие руки, ножки к человеку

3г.

Самостоятельно рисует человека (примитивно)

3г.6 мес.

Строит сложные сюжетные конструкции

3г. 6мес.

Собирает кубики Линка по образцу

3г. 6мес.

Эмоции, коммуникация

Появляется понимание и использование в речи местоимений

«я»-«моё», «ты»- «твоё»

Знает свой пол

3г.

Самообслуживание

Наливает в чашку воду не аккуратно

3г.

Расстёгивает пуговицы

3г.

Игра

Совместная сюжетная игра с другим ребёнком

3г.

Игра с воображаемой действительностью

3г. 6мес.

Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)

3г. 6мес.

От 4 до 5 лет.

От 4 до 5 лет

Крупная моторика

возраст

Умеет делать кувырок вперед. Прыгает на одной ноге

Мелкая моторика

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)

4 г.

Режет ножницами бумагу

4 г.

Зрительное восприятие

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

4г.

Понимает смысл последовательных картинок

4 г.

Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом

4 г. 6мес.

Импрессивная речь

Может ответить на отвлеченные вопросы («Светит ли ночью солнце»)

4г.

Экспрессивная речь

Словарный запас ребёнка около 2000 тысяч активных слов. Он умеет правильно составлять предложения из 5-6 слов. Свободно общается со сверстниками. А во время игры активно её комментирует . К этому возрасту ребёнок должен научиться четно произносить свистящие звуки [с, с , з,з ,ц], использовать в речи сложносочиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные».

С удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [Р].

4г.

Использует вежливые просьбы

4г.

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

4г.

Правильно,чётко произносит согласные звуки:

[ п,п,б,б’,т,т’,д,д’,ф,ф’,в,в’,к,к’,г,г’,х,х’,с,с’,з,з’,ц, м,м’,н, н’]

4г.

Использует будущее время

Грамотно использует предлоги «над» «на», «под», «за», «с/со», «из»

Хорошо читает стихи

4г.6м.

Интеллект

Легко заполняет доску Сегена

Выполняет классификацию картинок (4-5 групп)

С помощью

Самостоятельно

4г.

4г.6м.

Сформированы понятия больше, выше, шире, длиннее,

равные, одинаковые

4г. 11м

Эмоции, коммуникация

Использует разные стили общения с детьми и взрослыми

Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы

4г. 6м.

Самообслуживание

Застёгивает пуговицы, молнию (с замком), кнопки

4г.

Одевается самостоятельно, без посторонней помощи

Отличает перед одежды от спинки

4г.

От 5 до 6 лет.

От 5 до 6 лет

Крупная моторика

возраст

Выполняет одновременно два вида движений

Мелкая моторика

Копирует треугольник

5 лет

Верно рисует квадрат

5 лет

Импрессивная речь

Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «обман», «радость», «страх», «правда»

5-6 лет

Экспрессивная речь

Словарный запас примерно 2500 слов

5 лет

Правильно и четко произносит все звуки русского языка.

5 лет

Употребляет глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени,

Верно употребляет предлоги.

5 лет

Использует в речи сложные предложения.

5 лет

Лексика обогащена антонимами и синонимами

5 лет

Высказывание напоминает по форме короткий рассказ

5лет

Формируется самоконтроль в речи

5лет 6 мес.

Появление разделительных вопросов

5 лет

Может описать свои чувства

5 лет

Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье, любовь, надежда, ложь»

5лет 6 мес.

Возможно обучение грамоте, для дальнейшего овладения процессом чтения

5 лет 6 мес.

Интеллект

Сформированы понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»

5лет

Вербальный интеллект

Исключение предметов (тест 4-ый лишний) иногда затрудняется объяснить

5 лет

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт

5 лет

Эмоции, коммуникации

Обращение к взрослым на «Вы», по имени отчеству

5-6 лет

Самообслуживание

Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках

5 - 6 лет

Самостоятельно может надеть и застегнуть одежду. (расстегнуть и снять).

5 - 6 лет

От 6 до 7 лет .

От6 до 7 лет

Мелкая моторика

возраст

Рука готова к формированию графомоторных навыков, для дальнейшего овладения письмом (в школьном возрасте).

6 лет.

Правильно держит ручку в руке.

6 лет

Умело работает ножницами.

6 лет 6 мес.

Импрессивная речь

На слух воспринимает небольшой текст, понимает смысл, выделяет основную мысль текста.

6 лет

Экспрессивная речь

Владеет значением производных слов.

6 лет

Употребляет все части речи

6 лет

Рассказывает и пересказывает свободно

6 лет 6 мес.

Различает и дифференцирует все звуки речи.

6 лет 6 мес.

Практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной

7 лет

Возможно чтение отдельных слогов, простых слов, (коротких предложений).

6лет 6мес.

Готов к овладению письменной речи

7 лет

Вербальный интеллект

Способен классифицировать объекты на классы и подклассы

7 лет

Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений

Детская психика, как относительно лабильная система, неоднородна. В ней переплетены естественные особенности, присущие живым организмам, а также приобретенные в процессе историко-культурного развития черты, впоследствии образующие высшие психические функции у детей.

Чрезвычайно широко роль социума в психологическом развитии ребенка раскрыта в трудах Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, а также нашего соотечественника Л.C. Выготского. В соответствии с их представлениями психические функции возможно разделить на низшую и высшую категории. К первой относятся данные человеку в результате филогенеза качества, например, непроизвольное внимание и память – все то, чем он не имеет возможности управлять, происходящее за пределами его сознания. Ко второй — полученные в онтогенезе, скрепленные социальными связями, свойства: мышление, внимание, восприятие и т.д., — инструменты, которыми индивидуум управляет осознанно и контролируемо.

Важнейшие орудия, влияющие на развитие психических функций у детей, — знаки — психологические субстанции, способные изменить сознание субъекта. Одними из таковых являются слова и жесты, в частном случае, родительские. При этом ПФ изменяются в направлении от коллективного к индивидуальному. Первоначально ребенок учится взаимодействовать с внешним миром и понимать закономерности поведения, а затем обращает полученный опыт на себя. В процессе совершенствования ему предстоит последовательно пройти этапы натуральной, доречевой, речевой, энтрапсихической, а затем спонтанной и произвольной интрапсихических функций.

Разновидности высших психических функций

Взаимодействие биологического и культурного аспектов жизни человека взращивает:

  • Восприятие – способность принимать информацию от окружения, одновременно выделяя из общего объема значимые и полезные данные;
  • Внимание – умение концентрироваться на конкретном объекте сбора информации;
  • Мышление – обобщение принимаемых извне сигналов, составление закономерностей и формирование связей.
  • Сознание – усовершенствованная степень мышления с более глубокими причинно-следственными зависимостями.
  • Память – процесс сохранения следов взаимодействий с внешним миром с накоплением и последующим воспроизведением данных.
  • Эмоции – отражение отношения ребенка к себе и социуму. Мера их проявления характеризует удовлетворенность или неудовлетворенность ожиданиям.
  • Мотивация – мера заинтересованности в выполнении какой-либо деятельности, подразделяется на биологические, социальные и духовные.

Периодизация и кризисы

Совершенствование ментальных навыков неизбежно сталкивается с противоречиями, возникающими на стыке изменившегося самосознания и стабильного окружающего мира.

Вполне естественно, что в такие моменты развивается нарушение высших психических функций у детей. Так, наиболее внимательного отношения требуют следующие периоды:

  1. От 0 — 2 месяцев – кризис новорожденности, во время которого происходит решительная перестройка привычного образа внутриутробного существования, знакомство с новыми объектами и субъектами.
  2. 1 год – ребенок овладевает речью и свободным передвижением, что открывает горизонты с новой для него, но пока избыточной информацией.
  3. 3 года – в это время начинаются первые попытки осознать себя как личность, впервые переосмысливается полученный опыт, и оформляются черты характера. Кризис проявляется в виде строптивости, упрямства, своеволия и т.п.
  4. 7 лет – существование ребенка становится немыслимо без коллектива. Изменяется оценка действий других детей с одновременным возрастанием самостоятельности. При этом возможно нарушение психического равновесия.
  5. 13 лет – предшествует гормональному всплеску, а иногда захватывает его. Физиологической нестабильности сопутствует смена роли с ведомой на ведущую. Проявляется в снижении продуктивности и заинтересованности.
  6. 17 лет – возраст, когда ребенок стоит на пороге новой жизни. Страх неизвестного, ответственность за выбранную стратегию дальнейшей жизни влекут обострение заболеваний, проявление невротических реакций и т.д.

Определить точные время и причины нарушения высших психических функций у детей невозможно. Поскольку каждый ребенок по-своему преодолевает вызовы, исходящие от окружения: одни – переживают их спокойно, незаметно, другие – сопровождают яркой эмоциональной реакцией, в том числе внутренней.

Различить кризисы поможет постоянное наблюдение и сопоставление поведенческих моделей конкретного ребенка, а не его сверстника — в начале и конце межкризисного периода. Однако стоит понимать, что перелом является частью процесса развития, а не его нарушением. Именно в этот временной отрезок усиливается функция взрослого как наставника, уже прошедшего через подобные потрясения. Тогда высокий риск причинения вреда будет сведен к минимуму.