Завороженные красотой стадионов и рингов, звуками фанфар и треском фейерверков, мы смотрим Олимпиады, соревнования, первенства, матчи. Пластика совершенства, азарт, фарт - все это создают люди спорта. Какой ценной достигаются их победы? Запредельные нагрузки, смертельные срывы, сила духа, страх поражения… Цена победы - жизнь и судьба.

Каждый из нас сталкивался на протяжении своего пути с поражением и не успешностью, потому что мы, независимо от выбранной сферы деятельности, преодолеваем дистанцию длиною в жизнь. По сути, у каждого своя беговая дорожка, ринг, ледовая арена и шахматная партия.

Как пережить поражение, как не потерять мотивацию, откуда взять внутренние силы, чтобы подняться, суметь увидеть ошибки и начать работать над ними? Что делать когда тебя переполняет чувство боли, разочарования, гнева, страха и вины? Вины за неоправданные ожидания тех, для кого ты являешься кумиром, тех, кто вкладывал в тебя силы, время, готовя к очередному поединку. Тренер клуба смешанных единоборств «Стяг» Алексей Горемыкин считает, что поражение - это переломный, но не решающий момент для спортсмена.

«Для любого спортсмена, не только в сфере единоборств, поражение всегда является переломным моментом в карьере. Выходя на ринг или в клетку, ты должен быть морально готов к любому исходу, настраиваться, конечно, надо только на победу, но, к сожалению, поражения это тоже часть любого спорта. Как будет складываться карьера бойца дальше - будет зависеть только от него. Неправильно решить, что это было все, на что ты способен и ты сделал все, что мог. Правильное восприятие проигрыша - вернуться в зал, изучить ошибки, выделить слабые стороны и работать в три раза больше».

Умение эффективно справится с поражением - это залог успеха спортсмена. К сожалению, очень часто люди, окружающие спортсмена, преуменьшают значимость сложившейся ситуации. Одним из немногих способов оказать поддержу служат слова: «Не переживай, это всего лишь опыт, все будет хорошо» . Но тем самым, происходит обесценивание чувств человека, потерпевшего спортивную неудачу. Данное отношение отражается негативно на личности спортсмена, особенно, если это ребенок, и шансы справиться с данной ситуацией сводятся к минимуму. В случае спортивного поражения, важно дать себе возможность эмоционально прожить ситуацию, другими словами - отгоревать, потому что любое поражение - это потеря, потеря чего-то важного и ценного. В среднем данный период длится от нескольких часов до 2-3 дней. В этот момент очень важно, чтобы рядом со спортсменом находился значимый для него человек - родитель, тренер, психолог. Далее, очень важно сознательно проанализировать ситуацию, с позиции, что было сделано хорошо, несмотря на отрицательный результат. Поиск удачных и положительных моментов дает источник для мотивации и силы для преодоления.

Тренер Алексей Горемыкин также считает, что факт поражения отрицать не нужно, но и делать на нем акцент - тоже неправильно.

«Я посоветую не зацикливаться на этом. Понять и принять, что так бывает и никуда от этого не деться. В любом случае, нужно хорошо отдохнуть и с новыми силами в зал. Внимательно разобрать бой с тренером и командой. Провести работу над ошибками и настраиваться на новый бой. Показатель правильного отношения к проигрышу - победа в следующем поединке».

Опираться необходимо на реальные действия и факты. После, следует выделить одну-две конкретные проблемы, которые помешали добиться положительного результата. Эти проблемы - точки приложения сил в предстоящей подготовке, одна задача будет являться приоритетной, вторая - дополнительной, на случай, если произойдет сбой в работе над первой. Важно осознать тот факт, что ошибки есть всегда, важно их увидеть и найти ресурсы для того, что бы их исправить. Ошибка - не означает тот факт, что ты не способен! Очень важно исключить понятие «не повезло», ведь человек, которому не повезло, ничего не будет менять в себе, это закрывает возможности к анализу, а это первый шаг к следующему проигрышу. Парадоксальным, но оправданным шагом, является разработка конструктивного плана действий на случай поражения: «что я буду делать, если опять проиграю?». Например: что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения, в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того, чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного проигрыша. Это достаточно глубинный анализ, который лучше выполнять совместно с психологом, так как эффективное переживание поражения требует времени и специальных навыков.

В завершении, мне бы хотелось привести слова одного из самых успешных спортсменов современности Майкла Джордана:

«За свою карьеру я проиграл почти 300 игр… 26 раз мне было доверено сделать решающий бросок и я промазал. Я терпел поражения в моей жизни снова и снова. И это именно то, благодаря чему я преуспел. Ты - не проигравший, до тех пор, пока не сдался!».

Так рождаются чемпионы!

Статью подготовила: руководитель отдела спортивной психологии Клуба смешанных единоборств «Стяг» Алена Самарина

Особая благодарность тренеру КСЕ «Стяг» Алексею Горемыкину

Преподаватели теннисного клуба, где занимался 12-летний Петя, не знали, как справиться со вспышками гнева, которые возникали у мальчика после каждого поражения. Родители тоже не могли повлиять на сына и в результате приняли непростое решение — прекратить занятия на полгода. За это время талантливый маленький спортсмен должен был понять, хочет ли он заниматься дальше, и пересмотреть свое отношение к победам и поражениям.

13-летний Тимур перепробовал за несколько лет бесчисленное количество спортивных секций и из каждой из них уходил со скандалом. Виноватыми оказывались и тренеры, которые придирались, и другие ребята, которые завидовали и пытались подставить, словом, все, кроме самого Тимура. Хотя преподаватели в один голос уверяли, что мальчик очень одаренный и мог бы добиться успеха и в футболе, и в легкой атлетике, к девятому классу он вообще прекратил занятия спортом. Родители только разводили руками. Даже играя в футбол с соседскими мальчишками на даче, Тимур кричал и спорил до хрипоты, отказываясь признавать свои промахи.

Какие выводы можно сделать из этих двух историй? В первом случае родители помогли Пете понять, что теннис — это не только приятное времяпрепровождение, но и большая работа. И если ты хочешь заниматься серьезно и добиваться результатов, то и относиться к тренировкам нужно как к работе, а не как к игре. Во втором случае родители сквозь пальцы смотрели на вспышки гнева, считая, что это само пройдет, когда мальчик повзрослеет. Возможно, так оно и будет. Но сожаление о друзьях, которые были потеряны, и о времени, потраченном впустую, может остаться даже в зрелом возрасте.

Довольно легко осознать, что игнорировать гневные вспышки ребенка или потакать ему — не самый правильный подход. Гораздо сложнее решить, что же надо делать. Любой взрослый человек понимает, что невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими поражениями. Вот классический пример. Когда физик Томас Эдисон рассказывал о создании электрической лампочки, он говорил примерно так: "Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают".

Но одно дело — разумно полагать, будто все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А совсем другое — спокойно относиться к неудачам, от которых страдает ваш собственный ребенок. Кто из родителей сможет сохранять спокойствие, когда сын получает двойку на экзамене, к которому честно готовился? Или разумно относиться к слезам дочери, которая не находит себе места от неразделенной любви? Да, мы понимаем, что все это ерунда, и в будущем только поможет детям избежать гораздо более серьезных разочарований. Но многие ли из нас при этом смогут избежать искушения обнять малыша и горячо уверять, что не он сам, а кто-то другой виноват во всех его горестях и печалях?

Получается, с одной стороны, мы хотим, чтобы ребенок научился конструктивно относиться к своим неудачам, анализировал причины, которые привели к поражению, и старался бы в следующий раз не повторять тех же ошибок. С другой, — мы готовы на любые ухищрения, лишь бы избавить детей от разочарований. Атакой подход может принести больше вреда, чем пользы.

Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими гениями.

Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях. И ради этого многие пытаются переложить вину за промахи с самих детей на кого-то еще. После проигранного футбольного матча ребенка утешают тем, что судьи были несправедливы, хотя гораздо разумнее сказать: "Мне кажется, ты был рассеян и из-за этого играл не очень хорошо". Ведь задача родителей заключается не в том, чтобы уберечь ребенка от любой неприятности, а в том, чтобы научить его справляться с трудной ситуацией.

Чем раньше вы начнете работать над конструктивным отношением детей к неудачам, тем больше шансов, что вы преуспеете.

Мировоззрение ребенка: фиксированное или подвижное?

Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется "фиксированным", при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения. Люди с "подвижным" мировоззрением, наоборот, считают, что они сами и их возможности могут меняться и развиваться в зависимости от ситуации и полученного опыта. Именно они легче других приспосабливаются к новым условиям жизни.

Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям. Столкнувшись с неудачей, ребенок с "фиксированным" мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами. Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось. Дети с "подвижным" взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию.

Чтобы помочь ребенку сформировать "подвижный" взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к советам психологов.

  • Хвалите за то, что достойно похвалы. Вне зависимости от того, с какой оценкой приходит домой школьник, сосредоточьтесь не на отметке, а на том, что ребенок узнал, на том, что ему было интересно, и на том, где эти знания могут пригодиться. Дети, которых родители хвалят не за пятерки, а за умение размышлять и предлагать нестандартные пути решения, не боятся сложных заданий. Наоборот, чем сложнее задача, тем интереснее ее выполнять. Как быть, если ребенок проделал большую работу и все-таки получил двойку? Обязательно хвалите его за старание, за те усилия, которые он приложил. Но не пытайтесь переложить вину на несправедливого учителя. Стоит сказать примерно следующее: "Я знаю, что ты действительно старался, ты молодец! Но, похоже, ты не совсем понял эту тему. Давай подумаем, как тут разобраться".
    Учителя в школе чаще всего требуют от детей хороших оценок, но, если ребенок взялся за трудную и интересную задачу, которая оказалась не по силам, он все равно достоин уважения. Очень может быть, что он достоин его даже больше тех, кто ограничился стандартными подходами и получил заслуженные четверки и пятерки. Вы верите, что умение не бояться трудностей и мыслить нестандартно важнее хорошей оценки за контрольную по алгебре? Если да, то пусть ваш ребенок знает об этом.
  • Поговорите с ребенком о том, что такое успех и поражение. Как объяснить ребенку, что победа в соревнованиях или хорошая оценка — не единственные мерила успеха? Постарайтесь донести до детей, что сам процесс подготовки достоин уважения, а не только результат. Как ни странно, чем меньше ребенок волнуется из-за результатов, тем лучше они оказываются. Ведь только в этом случае школьник может сосредоточиться на том, что он делает в настоящий момент, и в полной мере проявить свои знания. Скажите так: "Для меня настоящий успех — это когда ты по-настоящему стараешься и делаешь что-то от души и с удовольствием". У вас наверняка бывали ситуации, когда вы смогли преодолеть трудности с пользой для себя. Расскажите о них детям.
  • Не приукрашивайте факты. Все люди когда-нибудь * проигрывают — из этого правила нет исключений. Кого-то не принимают в балетную школу, кто-то вылетает из соревнований после первого же матча, кто-то не поступает в гимназию. Это жизнь! Но обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не уверяйте ребенка, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло. Молчание формирует у ребенка убеждение в том, что случилось нечто настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. Самым конструктивным был бы такой подход: "Ну что, экзамен мы не сдали. Как будем готовиться в следующий раз?"
  • Откажитесь от ваших собственных амбиций. Иногда то, что родителям кажется поражением ребенка. На самом деле всего лишь задевает их собственные чувства.


Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети

"В прошлом году творческий коллектив, в котором занимается моя дочь, отправлялся на гастроли по области. Они выступали с танцевальными номерами, — рассказывает мама 11-летней Оксаны. — За две недели до отъезда я узнала, что мою дочь не берут. Я была в ужасе, готова была бежать в студию и порвать в; еж на месте. А Оксана была на удивление спокойна и сказала, что хочет не танцевать, а петь, и что на днях будет прослушивание солистов. Прежде чем я успела что-то предпринять, Оксана прошла это прослушивание с прекрасным результатом".

Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам. Не переставайте напоминать себе, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша. И в первую очередь важны его желания и устремления.

Будьте спокойны, и ребенок тоже успокоится. Дети часто устраивают из-за неудач и поражений, потому что не могут облечь свои эмоции в слова, а слезы и крики оказываются единственным способом выразить чувства. Для четырех-пятилетних детей это вполне нормально, а вот 10-летний уже вполне может держать себя в руках.

Как быть, если ребенок кричит во все горло, а окружающие смотрят на вас с сожалением? Во-первых, уведите ребенка в сторону. Говорите спокойно, пожалейте его и посочувствуйте. Скажите: "Я понимаю, что тебе обидно". Обнимите, погладьте по голове. Ваша первая задача — успокоить ребенка, а затем уже можно разговаривать с ним о том, что случилось.

Чаще всего дети либо достаточно долго плачут и переживают, либо уходят в себя, стараясь выглядеть взрослыми. И здесь лучше всего подыграть ребенку. Спросите, чем он хотел бы заняться, о чем хочет поговорить. Не реагируйте слишком бурно, дайте понять, что ничего страшного не произошло.

И, наконец, самый главный совет. Каждый день давайте понять детям, что вы любите их — вне зависимости от их оценок или спортивных достижений. Вы любите их просто потому, что они есть, а не потому что они делают что-то хорошо.

Если ребенок понимает, что родители не будут любить его меньше, если он получит двойку, оценки никогда не будут для него трагедией.

Комментировать статью "Научите ребенка проигрывать"

Амбиции. Дети и родители. Подростки. Скажите мне, а хорошо ли когда у ребенка сверх амбиции? Когда реально они не подтверждены ничем? А амбициозные - это чаще всего уверенные в себе люди, что позволяет не унывать при неудачах, спотыкаться и идти дальше.

Научите ребенка проигрывать. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам.

Родителям и учителям: воспитать уверенного ребенка. Как воспитать у ребенка уверенность в своих силах. Уверенность в себе: 7 советов накануне учебного года. Как повысить уверенность в себе у ребенка. Застенчивый ребенок и театральная студия с 4 лет...

Ребенок не умеет проигрывать. Ситуация.... Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое...

Как воспитать детей дружными?. Детско -родительские отношения. Детская психология. Как вы думаете, что нужно и что нельзя делать, чтобы дети были дружны? Имеется двое детей. И родители, которые явно больше любят младшую(Старший очень ревнует и ревность эта...

Как научить достойно проигрывать?. Воспитание. Ребенок от 10 до 13. Как научить достойно проигрывать? Моя дочь (11 лет) не умеет проигрывать.

Истерики от неудач с уроками. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. Когда я по телефону попыталась ее успокоить и сказать, чтобы она взяла себя в руки и доделала уж как есть работу до конца, она стала еще больше рыдать, швырять тетради и ругать себя на чем свет стоит.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Так, может, не " уверенность в себе " нужно развивать, а правильную самооценку? Родительские амбиции и как с ними бороться?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. У детей, к сожалению, часто именно последнее принимается за амбиции и поддерживается. Как воспитать умника и умницу?

Как научить ребенка проигрывать, сыну 5,10, все пройгрыши заканчиваются слезами, истериками, возможно озознание придет с возрастом, как утешать, какие слова говорить...

Уверенность ребенка в себе = уверенность родителей в ребенке. То есть, начинать надо родителям с себя, имхо. Как воспитать уверенного в себе. Появилась вторая часть! Можноподнять бокалы за успехи детей в школах и на кружках! получать ответы на E-mail...

Как научить ребенка проигрывать? Научите ребенка проигрывать. Один из самых ценных подарков, которые, которые вы можете сделать своему ребенку, - это научить его достойно...

Научить проигрывать. Отношения с детьми. Детская психология. Мой ребенок очень злится когда проигрывает. Бесседы о том, что нужно это уметь, проводим регулярно.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Как вы учите своих детей достойно встречать неудачи, или 6 лет - еще " детский возраст" и надо ждать когда деть перерастет его?

Как научить ребенка проигрывать? Детская возрастная психология: поведение ребенка Научите ребенка проигрывать. Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты...

Как научить проигрывать?. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями...

Как научить ребенка проигрывать? Проблема в том, что мой сын 6,5 лет,болезненно переносит когда проигрывает, например когда играет в шашки,шахматы,компьютерные игры...

Как научить проигрывать? Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Достаточно агрессивный, любит быть всегда первым, выигрывать в играх и...

Нужна консультация психолога. Детская психология. Как воспитать уверенного в собственных силах и знаниях человека? (сыну скоро 4года). Когда я его ругаю (или кто-то другой) за всякие пакости детские в быту, мне кажется порой, что тем самым я его закомплексовываю...

По интернету гуляет легенда, якобы в одном из городов стояла уникальная телефонная будка, к которой выстраивалась очередь из людей, нуждающихся в поддержке другого человека. После того, как монетка опускалась в прорезь, в телефонной трубке звучал красивый приятный женский голос и произносил нужные и очень важные слова для любого человека — приятные слова поддержки.

О том, что все будет хорошо, о том, что его любят, о том, что в него верят и что он со всем справится. Из телефонной будки люди выходили со счастливыми, немного растерянным лицами. Но эти слова им были очень нужны. Наверное, среди их близких и родных не было тех, кто мог сказать такие слова именно в эту минуту. А именно в эту минуту слова поддержки были так необходимы.

В словаре Ожегова слово «поддержка» имеет значение — помощь, содействие. Необязательно ждать тяжелых жизненных ситуаций, чтобы оказать помощь другому человеку. Вспомните, как мы языком слов поддерживаем наших малышей, делающих первые шаги. Мы не говорим им о том, какие они неуклюжие и что до сих пор ходить не умеют. Наоборот, мы подбадриваем их, невероятное количество раз говорим им о том, какие они молодцы, и наши малыши, довольные от похвалы, стараются изо всех сил.

Что происходит потом, когда дети взрослеют, мы с вами прекрасно знаем. Подрастая, дети все реже слышат от нас слова поддержки, необходимые им в различных ситуациях.

Недавно, взрослая дочь моей подруги впервые участвовала в конкурсе восточных танцев. После того, как она заняла первое место и всех поразила своим ошеломительным взлетом на пьедестал почета, дочь спросила у мамы, какое место по ее мнению, она могла бы занять. «Ну пятое, шестое…» — проговорила мама, зная о талантах дочери, но учитывая, что это ее первый большой конкурс. «Эх, мама, плохо ты обо мне думаешь.» — ответила ей дочка.

Любому из нас важно знать и понимать, что в тебя верят и твои начинания поддерживают. Особенно важно, когда мы что-то меняем в своей жизни и на этом этапе возникают сомнения. Здесь как никогда, ценно любое слово ободрения от близких людей. Понять мечты, надежды, стремления другого человека не так уж и сложно. Но возможно лишь тогда, когда любишь.

Иногда так бывает нужно, чтобы тебя поддержали. Просто сказали несколько слов: «У тебя все получится. Ты самый лучший. Ты — супер! Молодчина! Мне это важно!».

Не знаю, как у кого, но у меня от таких слов вырастают крылья. И препятствия, стоявшие на пути, кажутся совсем маленькими и несерьезными. Удваивается энергия, прибавляется хорошее настроение… Вообщем, сплошной позитифф!

Несмотря на обилие каждодневных задач, стоящих перед руководителями компаний, я очень уважительно отношусь к тем, кто перед всем коллективом по заслугам оценивает труд своих сотрудников. К примеру, во многих сетевых компаниях, фактор «Признания» стоит на первом месте, воодушевляя партнеров на дальнейшие подвиги и свершения.

Как поддержать?

Универсальных ободряющих слов можно много найти. Когда не знаешь, как поддержать и подбодрить другого человека, спроси себя, какие слова ты бы хотел услышать в такой ситуации? Вот такие и произноси. Только говори искренне, и все обязательно сработает.

Много ли надо человеку? Бывает, что человека можно поддержать и без слов. Улыбка и дружеское похлопывание по плечу могут поднять упавшее настроение. Искреннее поздравление в моменты радости станут отличным началом для дальнейших свершений.

Мы все отлично знаем, что с хорошим настроением дела делаются быстрее и веселее. Возможно, что рассказанный в тему анекдот или чья-то история, будет отличным «подниматором настроения», что несомненно повысит работоспособность и производительность.

Сервис хорошего настроения «Ты -Супер!»

С помощью этого сервиса можно напомнить своим близким, родным и друзьям о том, какие они классные! «С помощью проекта «Ты - супер!» реальный человек будет звонить вашим близким, друзьям и знакомым, чтобы позитивным и веселым голосом сказать простые, но приятные вещи: они классные и офигенные! Или скажет то, что вы сами захотите!»

Сервис платный, но это небольшие деньги для такого великого дела, поверьте. Голосовые примеры можно послушать на самом сайте, и вы услышите, сколько удивления испытывает человек от неожиданности и ободряющих слов от незнакомого человека. Ведь звонят живые и реальные люди.

Здесь можно было подискутировать на тему, от кого нам хотелось бы услышать слова поддержки, от знакомых или незнакомых нам людей… Но так хороша идея — честно зарабатывать деньги, даря при этом массу положительных эмоций и заряда на весь день, что желающие дискутировать, думаю, вряд ли найдутся.

Подумайте, кому из ваших близких людей нужны сегодня слова поддержки? Вполне возможно, приятные и неожиданные звонки внесут разнообразие и станут отличным мотиватором.

Главное, чтобы мы не переставали при этом верить в себя и в свои собственные силы. Прикладывайте усилия, старайтесь, не останавливайтесь на достигнутом, и верьте в себя и успех своего дела. Работайте над чувствами и отношениями к себе и к другим людям, и все обязательно у вас получится. Я очень искренне вам, дорогие читатели, этого желаю.

Вы — Супер! Вы — самые лучшие!

И все в ваших руках!

Успевайте больше за меньшее время вместе с

Как себя повести, когда ребенок проиграл на соревнованиях? Какие сказать слова после поражения? Что сделать, чтобы помочь ребенку быстрее пережить негатив? Обо всем этом мы расскажем в новой статье.

По-настоящему страдать, уходить в себя, чувствовать себя подавленными и пребывать в депрессии после поражений на соревнованиях могут только профессиональные спортсмены, готовившиеся к этому всю жизнь, с самых ранних лет, испытывавших невероятные нагрузки на тренировках и жизненные лишения… и дети.

Что чувствует ребенок

Ребенок еще не знает того, что , в которых он участвует - не дело «жизни и смерти». Для него соревнования - это полноценный этап, отдельная страница существования, которая не может быть исправлена и перекрыта чем-то еще.

Как первая двойка в школе вызывает у ребенка слезы, так первое поражение на соревнованиях вызывает самые сильные отрицательные эмоции, а также рождает в сознании ребенка мысли, которые прежде к нему никогда не приходили - он не был с ними знаком.

Существует очень много психологических приемов и подходов к детям, занимающихся спортом. Но всегда нужно помнить о том, что универсального, единого способа, некоей «единой Библии психологии» не существует. Сколько бы вы ни искали, сколько бы статей и учебников не перечитали, вы не найдете ни одной инструкции от А до Я, где было бы написано «Если ваш ребенок проиграл, сделайте вот, что… Первое - …; Второе - ….; Третье - …; Ваш ребенок снова чувствует себя хорошо!».

И дело здесь вовсе не в том, что составить такую универсальную инструкцию очень сложно. Нет, это не сложно. Это невозможно!

Все дети разные, каждый ребенок - уникальная личность, со своим характером, психотипом, уникальной методикой внутрисемейного воспитания, словарным запасом, жизненным опытом, отношением к жизни и т.д. К каждому ребенку необходим уникальный подход, и каждая ситуация заслуживает не менее уникального анализа.

Но все же в психологии есть общие моменты, те базисы, на которых строится все остальное. Именно о них мы и поговорим в этой статье.

Что нельзя делать родителям

Итак, чего не должны делать родители, если их ребенок проиграл на соревнованиях:

  1. Не занимать позицию «аутсайдеров».
    Позиция «аутсайдеров» выражается в классических фразах «Да брось ты, это все ерунда!», «Не переживай так сильно, это всего лишь соревнования». Такая позиция может негативно сказываться на личном опыте ребенка-спортсмена (не забывайте, что ребенок, выступающий на соревнованиях, временно изменяет собственное Я-состояние с ребенка-школьника (в школе) или ребенка-ребенка (дома) на ребенка-спортсмена).
  1. Не обманывать ребенка и не создавать вину, перекладывая ее на других.
    «Это не ты проиграл, это тебя судьи засудили», «Да наверняка этот Вася, который тебя опередил, допинг употребляет! Пойдем и тебе допинг купим - мороженое», «Ты был лучше всех, просто судьи слишком глупые и не поняли этого». Позиция родителя-лжеца или родителя-судьи негативно сказывается на жизненные взгляды ребенка и может стать причиной необратимых изменений в его характере в краткосрочной и особенно в долгосрочной перспективе.
  1. Не говорить «не повезло».
    У спортсменов есть поговорка «Везет тому, кто везет», и в ней заключается вся «спортивная» правда - выигрывает тот, кто работает, а уповать на везение - дело последнее.
    Ребенок, который согласится с тем, что ему просто «не повезло» не будет в себе ничего менять. Он будет терпеливо дожидаться следующих соревнований, уповая и будучи уверенным в том, что в этот раз ему «повезет». Но такой настрой не имеет ничего общего с настоящим спортом и характером спортсмена. Ребенку следует объяснить, что любое его неудачное действие - следствие вполне конкретной ошибки.

Итак, мы договорились о том, что родители должны вести себя так, как и должны себя вести добропорядочные и честные люди: не обманывать ребенка, не обвинять других без причины, не принижать собственные достоинства.

Как поддержать ребенка

Теперь мы поговорим о том, какие конкретно действия должны предпринимать родители в случае проигрыша ребенка на соревнованиях:

  1. Поговорить с ребенком о том, что он сделал хорошо, несмотря на то, что в итоге он проиграл.
    И ребенку, и самим родителям поиск положительных моментов, поиск того, что ребенок сделал действительно хорошо, даст огромный мотивационный заряд на будущее. Даже один хорошо выполненный элемент ясно дает понять, что ребенок, как минимум, не только хочет, но и может (то есть обладает талантом).
    Что-либо сделанное хорошо мы запоминаем во много раз лучше, чем сотня сделанного плохо. Именно поэтому мы помним, как уступили место в транспорте и нас за это поблагодарили - помним все в достаточно мелких деталях, и в то же время не помним десятки случаев, когда не уступали. Это классика психологии. Дайте ребенку запомнить хорошие моменты из соревнований!
  1. Разобрать вместе с ребенком то, как проходили соревнования, и найти основные проблемы.
    Это должны быть действительно фундаментальные проблемы. Те проблемы, которые мешают ребенку выступить лучше. Перед этим разговором лучше всего провести беседу с тренером, чтобы понять, что действительно ребенок делал не так (тренер разбирается в случившемся намного лучше вас, помните об этом). После того, как проблемы выявлены, следует разработать конкретный план по их преодолению. 1–2 основные проблемы - достаточно.
  1. Попробовать подготовить ребенка к поражению.
    Перед соревнованиями необходимо поговорить с ребенком о том, что он будет делать, если все-таки проиграет. Предположить, что на соревнованиях могут быть дети, которые готовы лучше, и выступают лучше. Если же вы, как родитель, не обладаете нужными знаниями и умениями в области подобных бесед, просто пропустите этот пункт.
    Самое главное во всем этом - научить ребенка перестать бояться поражения. Внушить ему, что поражение - не конец света, а лишь повод проанализировать собственные умения и повод двигаться дальше, готовиться и стараться для того, чтобы на следующих соревнованиях выступить намного лучше, чем сейчас.

Что дает поражение

Поражение на соревнованиях - великолепная площадка для развития внутреннего мира ребенка. Ни одна победа не может дать ребенку столько пользы, сколько может дать поражение. И чем обиднее поражение, чем больше оно шокирует ребенка, тем лучше (это парадоксально, но это факт). Негативная почва, рождающаяся после поражения на соревнованиях, словно мы «размягчает» внутренний мир ребенка. Поражение может временно, кратковременно превратить достаточно сформировавшегося 10-летнего ребенка вновь в 2-3-летнего малыша, чрезвычайно податливого к учению и внушению.

Проигравшего ребенка можно сравнить с камнем, вдруг превратившемся в пластилин - это тот период (очень кратковременный), в который правильный подход со стороны родителей может дать ребенку гигантский пласт полезных качеств и знаний. Период после поражения на соревнованиях наилучшим образом подходит для воспитания новых качеств и оттачивания старых. И родители должны воспользоваться этим шансом для того, чтобы сделать ребенка умнее, сильнее, крепче и закаленнее.

Узнать подробнее об .

А как вы ведете себя, если ребенок проигрывает? Получается ли сдержать эмоции и поддержать ребенка? Делитесь ответами в комментариях!

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Прошедшая Олимпиада показала - для спортивных побед и медалей необходимо быть не только «выше, быстрее и сильнее», но и обладать железными нервами, выдержкой и силой воли. Психология в спорте едва ли не решающий фактор в борьбе за чемпионство.

Жаль только, что в спортивных детско-юношеских школах практика общения подрастающих чемпионов с психологами встречается очень редко. Почему так происходит? Как выбрать для ребёнка вид спорта, исходя из его темперамента? И можно ли любого человека замотивировать на победу? Об этом мы поговорили со Светланой Суприяновой, педагогом-психологом Центра художественной гимнастики.

Извечный стресс

Ольга Минайло, сайт: Светлана, часто бывает, что родители выбирают для ребёнка такой вид спорта, который совершенно не подходит под его характер. Как не ошибиться?

Светлана Суприянова: Спортивную секцию можно подобрать исходя из темперамента ребёнка. Например, импульсивным и эмоциональным холерикам подойдёт бокс, рукопашный бой, где они смогут свою энергию направить в организованное русло. Дети-флегматики отличаются выносливостью, им можно рекомендовать занятия на лыжах, бег на длинные дистанции. Меланхолики вообще редко занимаются спортом, особенно активным, но хорошо дружат с животными. Вариант для таких детей - конный спорт. Терпеливые и работоспособные сангвиники успешно могут заниматься теннисом, гимнастикой. У нас в центре девочки с определённого возраста проходят специальные психодиагностические процедуры, на основании которых мы даем рекомендации родителям. За месяц до соревнований используются специальные психологически техники для снятия тревоги.

- Есть какие-то качества характера, которые со спортом никак не сочетаются? Что мешает добиваться побед?

- Любой минус можно перевести в плюс. Если человек высокотревожный, то ему требуются эмоциональная поддержка, одобрение. Хотя перед соревнованиями должен быть определённый уровень тревожности. Если спортсмен проявляет характер, своенравность, то тренер не должен на него кричать или что-то приказывать. Лучше просто аргументировать, почему нужно выполнить то или иное упражнение. Также нужно поддерживать высокую самооценку и создать условия для проявления независимости. Апатия, вялость или излишняя эмоциональность на пользу не пойдут. Ходила ко мне одна девочка, холерик по темпераменту. Так она обычно ногой открывала дверь в мой кабинет, падала на диван и минут 15 рыдала. Потом вставала, брала подушку, и уходила отдыхать в другую комнату. Такой у неё был своеобразный ритуал.

- А чего дети в спорте больше всего боятся?

Психолог не хирург, он не может в один момент удалить страх перед соперником или вселить . Чтобы что-то изменить, необходимо регулярное воздействие в течение определённого периода времени. Бывает, что боятся, когда тренер начинает повышать голос, строго говорить. У одной нашей девочки был страх перед булавами. Но всё это решается на уровне разговоров. Стрессы у детей случаются перед ответственными соревнованиями. Например, когда проходит отбор на чемпионат России, а спортсмен туда не попадает. Это тоже нужно пережить, мобилизовать внутренние ресурсы, потерпеть до следующего года.

Спорт дисциплинирует спортсменов. Фото: АиФ / Александра Горбунова - Самый нервный вид спорта можете назвать?

Мне кажется, и в игре в шахматы можно испытать стресс. Это же психика, она гибкая и непредсказуемая. Спортсмен перед любыми стартами находится в стрессовом состоянии.

- Прошедшая Олимпиада показала, что нервы сдают у многих спортсменов. в шорт-треке списали на это же…

Знаете, я недавно читала статистику предыдущих Олимпиад и заметила интересную особенность. В составе российской сборной на Игры ездит 1-2 психолога, китайской 30, а американской - 40! Несложно догадаться, на каком это всё уровне в Китае и Америке.

- Так почему же у нас в Омске, да и во всей России спортивных психологов по пальцам пересчитать можно?

Художественная гимнастика - красивый вид спорта. Но за красотой стоят годы тренировок. Фото: АиФ / Николай Кривич

Одни спортсмены и тренеры имеют негативный опыт общения с психологами, другие думают, что справятся сами. Третьи вообще не признают психологию, как науку. Но у тренера ведь свои задачи - голы, секунды, метры, результаты, балы… Для этого в отношении спортсмена нужна жёсткость, дисциплина. А психолог - своеобразный буфер, который помогает удержаться спортсмену на тонкой грани подготовленности.

Худеем с психологом

Вы работали и с нашими олимпийскими чемпионками - Евгенией Канаевой и Ксенией Дудкиной. Что помогает им выигрывать и выдерживать сумасшедший спортивный режим?

Женя редко в Омск приезжала, она в основном занималась на базе в Новогорске. Помню, как она однажды пришла ко мне и рассказывала, как между собой гимнастки в Новогорске общаются. Там важно было не потерять свой внутренний стержень, так как психические нагрузки там очень высокие. Давно это было, году в 2007, ещё до Олимпиады в Пекине и У Жени огромная сила воли, она уверенная в себе девочка, целеустремлённая. Даже если в душе у неё будет буря эмоций, она никогда этого не покажет. С Ксюшей они похожи по характеру. Ксюша довольно твёрдый, жёсткий человек. При равных условиях на соревнованиях обычно побеждает тот, кто более стрессоустойчив и правильно относится к промежуточным неудачам.

Евгения Канаева. Фото: АиФ / Николай Кривич

Что касается наших «художниц», то Канаева и Дудкина, наверное, мотивация не столько для детей, сколько для их родителей. Часто случается, что мамы настраивают детей на то, что они обязательно должны стать чемпионками?

Часто, но это пресекается. Хорошо, если дети хотят стать чемпионками, но девочки, когда получают первую нагрузку, реально оценивают свои силы. Девочки постарше свои амбиции не показывают, а вот малыши часто говорят, например, «Посмотрите, как я красиво носочек тяну! А Женя так тянет?». Хотя, конечно, родители детям голову забивают…


- Замотивировать на победу можно любого человека?

Любого. Мотивация - один из важных моментов в спорте, хотя, конечно, сильная мотивация может провоцировать страх. Один спортсмен ставит себе задачу - вкалывать 5-10 лет, но к результату обязательно прийти. А есть дети, которых нужно постоянно держать в тонусе, поддерживать их.

Знаю, что вы работает не только с гимнастками, но даже с боксёрами, фигуристами, бойцами… Разный вид спорта - разная психология?

Классификаций по видам спорта нет, один и тот же специалист может работать хоть с боксёрами, хоть со скалолазами. Главное разобраться в отдельных моментах конкретного вида спорта, вплоть до сленга, который употребляется в среде спортсменов. Я работала с фигуристами, боксёрами. Был мальчик - рукопашник, у которого после неудачных соревнований вместо стремления к победе появился страх проигрыша. А человеку уже за 20 лет, сформировавшаяся психика, нужно было время, чтобы расположить его к себе, так как многие психотехники построены на активном участии самого спортсмена. Гимнастки часто испытывают психологический дискомфорт из-за того, что не могу похудеть. Наберут лишний вес и начинают стесняться - шорты длинные надевают, в зеркало то и дело на себя смотрят. И с этой задачей можно справиться, используя специальные психотехники. Но нужно быть аккуратными, чтобы стройность не перешла в болезненную худобу. Было в моей практике, что девочки переходили на одно детское питание. Но питание ведь должны быть правильным, ты можешь и булку съесть и не поправиться, но съёсть её в определённое время, а потом сходить на тренировку.

- Напоследок расскажите, зачем всё-таки люди идут в спорт больших достижений? Какие цели преследуют?

В прошлом году СибГУФК проводил исследование на тему мотивации занятий спортом и потребности детей в спорте. У наших гимнасток на первом месте стояла потребность в самосовершенствовании. Далее шла потребность в достижениях, общественном признании, одобрении со стороны авторитетных лиц. А вот материальное стимулирование, что примечательно, вообще оказалось на последнем месте.


  • © Александра Горбунова

  • © Александра Горбунова

  • © Александра Горбунова

  • © Александра Горбунова

  • © Александра Горбунова

  • © Александра Горбунова

  • © Александра Горбунова

  • © Александра Горбунова

  • © Александра Горбунова

  • © Александра Горбунова

  • © Александра Горбунова