В медицине, в частности в акушерстве и гинекологии, женщины и врачи часто прибегают к такой операции, как искусственное прерывание беременности (аборт). Это сложная и серьезная медико-санитарная, общественная и нравственная проблема. Уже давно наметилась тенденция к снижению рождаемости, уменьшению численности населения, количества учеников в школах и др.

С другой стороны женщина, которая настаивает на искусственном прерывании беременности, подвергается определенному риску, опасности для здоровья, а иногда и жизни. Но самым существенным в этом является то, что женщина и врач, который проводит эту операцию, подвергаются тяжелому греху и соответствующему наказанию. В последнее время к этой проблеме исключительно активно приобщаются служители церквей, проводят разъясняющую работу среди населения, митинги, молитвы перед роддомом. Выясним, аборт грех или нет.

Операция искусственного прерывания беременности, проведенная даже высококвалифицированным врачом, всегда таит значительные опасности. Прежде всего, это:

  1. кровотечения, иногда обильные, которые требуют срочного переливания крови, кровезаменителей,
  2. острые и хронические воспалительные процессы матки и придатков,
  3. нарушения менструального цикла,
  4. бесплодие.

Возможно также такое осложнение, как перфорация (прободение) матки инструментом, иногда с повреждением тканей смежных органов — мочевого пузыря, сальника, кишечника. А это требует неотложного оперативного вмешательства. Следует заметить, что к операции искусственного прерывания беременности иногда прибегают лица, не имеющие медицинского образования, любители нажиться на человеческом горе. Отдельные женщины, к сожалению, нередко обращаются и к ним, чтобы сохранить свою тайну, ускорить операцию, избавиться от этой святости — плода. Женщина, которая считает, что у нее нежелательная беременность, днем и ночью думает о будущих родах, пытается любой ценой избавиться и избежать этого. А это таит еще больше, иногда смертельный исход. Знахари эти операции проводят не в больничных условиях, с грубыми нарушениями правил асептики и антисептики (обеззараживания инструментария и перевязочных материалов и, как правило, без обезболивания). После этих «операций» в большинстве случаев возникают тяжелые гнойные, септические осложнения, протекающие с высокой температурой тела. При этих состояниях иногда даже квалифицированная помощь специалистов может не дать желаемых положительных результатов и результатов. Вот и задумаешься, а грех ли делать аборт.

Проблема аборта всегда была, есть и будет чрезвычайно важной в плане здоровья, жизни женщины, христианской морали и этики. Искусственное прерывание беременности — это, по сути, неузаконенное детоубийство. Сделать аборт — это грех, и он всегда ведет к тяжелой греховности женщины, ее мужа, врача, который проводит эту операцию. Грех детоубийства никогда не проходит бесследно, за него всегда, рано или поздно, придется нести наказание.

Так, София Вискель из Польши, которая от святых получила знания о тайнах жизни души после смерти тела, пишет: «Я видела много душ матерей, в чистилище негде было укрыться от душ своих убитых, еще не родившихся детей. Они слышали голоса, кричали, что даже животные не способны на такие преступления, как люди, созданные по образу и подобию Божию. Убивая своих детей, они убивают самого Бога, оказывают препятствие Божьему промыслу, которое имеет свои планы относительно этих душ. Видела и души замученных некрещеных детей. Они в оазисе света. Но все равно грустные, потому что не могут достичь счастья, для которого созданы».

Она слышала их голоса, видела их Ангелов-хранителей, которые также грустили, потому что ничем помочь им не могли. Видела души родителей этих детей, которые допустили убийства, — их окружал мрак, и если бы не проблески света, которые иногда появлялись над ними, подумала бы, что это ад, такие тяжелые угрызения совести и такое отчаяние они терпели. Видела души врачей-убийц, которые иногда убивали за деньги, и эти деньги были такими, как тридцать серебряных, взятых Иудой за предательство Иисуса. Видела, как многие из них поднимались на высокую отвесную гору. Но достичь вершины не могли, и снова падали и поднимались. Спрашивала их, почему они не в аду, а в чистилище? Отвечали, что в час смерти раскаялись в грехах, и успели при жизни сделать немало добрых дел, были милосердными к больным.

Так что вопрос: «Делать аборт — это грех?» стоит внимания и женщин, и родителей, и врачей.

Нынешние времена трудно назвать близкими к идеальным, исходя из православной традиции. Более того, согласно христианскому учению, человечество сейчас ближе к концу времен и пороки охватили общество. Одним из недостатков дня сегодняшнего является предоставленная женщинам свобода делать аборты. Как говорят современные старцы и подвижники православной веры, аборт — это грех, который относится к самый существенным и наиболее характерным именно для современности.

Христианство является одной из наиболее распространенных религий и православная конфессия имеет значительное количество последователей, но если мы говорим о хранителях веры и традиции, то речь, конечно, о монахах, святых подвижниках, священстве.

Простому человеку бывает элементарно трудно следить за каждым грехом, вдаваться в какие-то подробности учения, оценивать нравственные характеристики общества.

Для этого, в том числе, и существуют люди, которые полностью посвящают себя служению Господу.

Они могут указать, будет ли Бог доволен от той или иной деятельности, как не согрешить, достичь Царства Небесного. Так вот, на вопрос является ли аборт допустимым, они отвечают однозначно отрицательно.

Более того, многие современные старцы с Афона и Оптиной пустыни многократно указывали на этот грех современности. По их словам, именно за аборт, который совершают ежедневно в мире миллионы женщин, человечество продолжает подвергаться бедам и страданиям. Многие несчастья даются для того, чтобы вразумить грешников, но не всегда такие указания люди понимают.

Классификация грехов

Прежде, чем вести более глубокое рассмотрение темы прерывания беременности, нужно понять, почему аборт попадает в категорию греховных деяний. Если мы заглянем в Новый Завет, то не увидим советов и предписаний, касающихся вынашивания детей и абортов.

Обратите внимание! В иудаизме есть учение о запрете нанесения вреда животным и поедания их мяса, но такое предписание является идеалом и не проповедуется массам, активно не насаждается.

В православии подобное отношение к животному миру тоже присутствует, но оно тоже относится к идеалу.
Не принимали в пищу мясо животных великие подвижники, как правило, монахи не употребляют мясного.

Снова нужно повторить, такое поведение является примером, но не обязательным правилом для верующих.

Тем не менее, мы можем обратиться к заповедям Моисея, которые нужно соблюдать христианину, где увидим вполне ясную формулировку: «Не убивай», которая относится в частности к человеку и другим живым существам.

Далее рассматривается идентичность плода в утробе живущему человеку. Соответственно, перед женщиной вопрос: можно ли совершать прерывание беременности, равен вопрошанию о допустимости уничтожения любого живого человека.

Более того, если рассмотреть немного глубже, то грех за абортированных детей является существенным, так как лишение беспомощного ребенка жизни выполняется не по неосторожности или незнанию, а сознательно, с ясным мотивом: «другой мне мешает».

Родившийся ребенок может помешать женщине обустраивать собственное существование, станет обузой для нее. Как известно, когда-то Авель мешал Каину, который поддался этому чувству и убил своего родного брата. Поведение женщин, решившихся на аборт, в контексте религиозной этики практически ничем не отличается.

Доктрина о зарождении жизни

Следует привести цитаты, которые указывают на факт зарождения человека не в период выхода из утробы, но сразу после зачатия, то есть вопрос, грех ли делать абортили нет, полностью снимается очевидными утверждениями.

Современные ученые предлагают вести «отсчет» с периода формирования нервной системы: когда формируется мозг и нервные окончания, тогда и появляется человек. Если отнестись к этому утверждению разумно, то такая концепция выглядит весьма абсурдно, даже в рамках строго материалистических взглядов.

Обратите внимание! Процесс появления сознания совсем не так ясен, чтобы утверждать о каком-то точном значении времени, когда кусок плоти становится сознательным, ощущающим себя существом.

Согласно религиозной концепции, зарождение человека происходит в период зачатия, если говорить медицинским языком, когда сперматозоид оплодотворил яйцеклетку, появляется новый человек, пока он не обладает телом, оно только начинает формироваться.

Как известно, православная доктрина включает в себя не только книги Нового Завета, то есть учение, данное Христом и Его последователями, но и Ветхий Завет, то есть Пятикнижие, которое является частью Торы — свода книг иудаизма.

По сути, Талмуд (в который входит Пятикнижие) является сводом правил и предписаний, которому евреи следуют издревле, некоторые из таковых используются и в христианстве, и в православии в частности. Самым характерным примером являются заповеди Моисея.

Однако не станем отвлекаться, а вернемся к сути выяснения того, аборт грех или нет, исходя из писаний. Тут часто используется следующая фраза из книги Исход (часть Пятикнижия, Ветхого Завета).

Нередко современные иудейские проповедники говорят: грех ли действие, за которое взимается только небольшой денежный штраф. Они трактуют (и этому взгляду иногда следуют некоторые христиане) данную фразу, как оценку ценности «вышедшего ребенка» значительно ниже, чем здоровье женщины.

Соответственно:

  • ребенок в утробе не имеет такой ценности, как человеческая жизнь;
  • вред нерожденному ребенку оплачивается только штрафом;
  • аборт является допустимым.

Тем не менее, стоит немного более подробно разобраться в написанном, и тогда появится подлинная ясность. Как говорят филологи и теологи, исследовавшие писание, речь идет совсем не о выкидыше.

Об этом говорят характерные слова, которые используются для обозначения слов:

  • «выкинет»,
  • «выйдет»,
  • «дети»,
  • «ребенок».

Эти слова используются в древнееврейском только для родов и живых детей, то есть подразумевается выкидыш, который может случиться у женщины

По правилам:

  • если такой выкидыш позволит родить живого младенца, то взимается только денежный штраф.
  • если нанесен вред (имеется в виду женщине в целом, то есть с ребенком), то платой станет только идентичное возмездие вредителю. Выкидыш в подобной ситуации, который и используется как аналогия аборту, рассматривается как тяжелый вред, который не искупается только денежным штрафом.

Соответственно, в полемике эту фразу не представляется возможным использовать в пользу абортов, так как здесь ценность плода подразумевается как ценность взрослого человека.

Современная цивилизация

Пожалуй, не требует особенного обоснования факт возрастающего количества искусственных прерываний беременности, в том числе и на существенных сроках. В этом заслуга технического прогресса и благ цивилизации.

Ранее женщины пользовались различными рецептами и услугами повитух или знахарок, которые умели прерывать беременность, но объективно говоря, эти методы не были такими эффективными и являлись более рискованными, поэтому и количество женщин, прибегавших к ним, было меньшим.

Сейчас вопрос, делать ли аборт, исходя сугубо из критериев удобства и риска, практически не возникает. Индустрия в этой области активно развивается, и медицина позволяет снизить дальнейшие риски и позволить женщинам рожать детей даже после неоднократного прерывания беременности.

Обратите внимание! Для ряда женщин использование методов прерывания беременности считается допустимым, как ни странно, по моральным убеждениям.

Многие не хотят рожать ребенка в неблагоприятных условиях, и прежде хотят иметь надежное материальное обеспечение, которое позволит дать малышу нормальные условия для развития. Тем не менее, и это не является оправданием убийства эмбриона в утробе, как искупить грех уничтожения собственного ребенка, мало кто задумывается, не зря говорят «благими намерениями..».

Нетрудно представить, какой соблазн могут испытывать женщины, не задумывающиеся о собственном поведении. Они могут безоглядно блудить с ранних лет, не заботиться о вынашивании детей.

Благодаря прогрессу люди овладели многими телесными процессами, которые меняют на свой вкус, и так легко забывают о Божественном присутствии в этом мире, о значимости каждого поступка.

Искупление греха

Со временем женщины, сделавшие аборт, понимают пагубность своего поведения по отношению к своему
ребенку. Даже когда никто им не объясняет, грех ли они совершили, понимание приходит само собой.

Изначально оно всегда выражается в тяжелом и неприятном самочувствии после самого процесса аборта, даже, когда на физическом уровне самочувствие нормальное, женщина ощущает пагубность своего поведения.

Так же отвратительно чувствуют себя убийцы, ведь они идут против воли Господа, а женщина, выполняющая прерывание беременности, подобна этим преступникам.

Возникает актуальный вопрос, как замолить подобный поступок и облегчить душу. Квалифицированно на такой вопрос может ответить только личный духовник, так как речь идет о деле сугубо индивидуальном и деликатном.

Интересно! в храме святого Андрея Рублева в Раменках

Если говорить в целом, в рамках религиозной традиции, то такой грех относится к категории смертных и является нарушением основной заповеди, что является пагубным не только для земного пути, но и для дальнейшего пути души.

В целом, методы очищения от грехов вполне доступны, но они требуют существенных стараний:

  • молитвы и духовное делание;
  • осознание собственных поступков;
  • дальнейшее следование заповедям;
  • тщательная борьба с собственными страстями и грехами.

Полезное видео

Вывод

Как бы там ни было, в православии аборт считается тяжким прегрешением, требующим глубокого покаяния. Господь милостив и прощает всяческие прегрешения, поэтому не следует никогда утрачивать надежду, которая является одной из основных христианских добродетелей. Также не следует впадать в уныние о собственном грехе, так как это тоже является грехом и признаком неверия в милосердие и всемогущество Господа.

Вконтакте

Давайте разбираться, как отмолить аборт и всегда ли это нужно.

«Всего неделю назад я совершила преступление. Сделала аборт. Душа болит. Обратно ничего не вернуть. Есть чувство, что я не имею права сейчас переступать порог Храма», - пишет отчаявшаяся женщина в православную редакцию.

И таких несчастных много, не знающих, простит ли Бог за абортированных детей и что для этого делать.

Отношение к аборту в разных конфессиях отличается

Прерывание беременности редко проходит без сложностей. Боли в животе, неприятные выделения, психологические проблемы вроде чувства отчуждения - всё это весьма вероятно в жизни женщины, решившейся на такую процедуру.

Но важно понимать, что ситуации бывают разные и осуждать кого-либо, не побывав в его шкуре, - плохая задумка. Каждая женщина имеет право решать, рожать ей или делать аборт, потому что только ей и никому другому жить с последствиями этого выбора.

Мы здесь не собираемся осуждать или заниматься нравоучениями, а поговорим о том, что делать, когда беременность уже прервана, - медикаментозно или хирургически.

Как простить себя за абортированных детей - дел личное, психологическое, долгое. Прежде всего, нужно возобновить связь с духовным, с Богом. Он даст сил сбросить бремя вины.

Но сперва выясним, для всех ли конфессий аборт - смертный грех, или же есть иные точки зрения.

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках».

«Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней».

«Ибо ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен».

(Пс.138:13-14)

«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя».

Из цитат явствует, что в некий момент эмбрион становится человеком. Но конкретного срока не указывается. Также говорится о наказании чужого за причинение вреда зародышу и беременной, но ничего не говорится о праве матери на аборт.

Это богатая почва для спекуляций. Никакой конкретики нет. Соответственно, вопрос, как искупить грех за абортированных детей, для этого периода не интересен.

Раннее христианство . Вопрос о том, грех ли делать аборт, мало беспокоил библейских и раннехристианских авторов. Но кое-что можно найти.

В тексте Дидахе (учение двенадцати апостолов), датируемом I–II веками, есть такой отрывок: «не употребляй зелий; не умерщвляй зародыша и не убивай рождённых».


Фрагмент текста Дидахе - христианского памятника, осуждающего аборты

Также стоит упомянуть два апокрифических текста: «Евангелие от Варнавы» и «Апокалипсис Петра», которые негативно отзывались об абортах, считая их грехами. Но в христианский канон эти тексты не включены. Сегодня мало кто опирается на них, как на боговдохновенные тексты.

Отцы церкви . Тексты из этой группы чаще всего не утверждали, что делать аборты плохо само по себе. Порицанию подвергалась сама ситуация, из-за которой женщина решалась на подобный поступок.

Например, распутное поведение - это плохо. Кровосмешение - тоже грех. Ещё и блуд. Всё это толкает женщину к аборту, так как ребёнок, зачатый в таких обстоятельствах, не желаем.

Вот, например, что пишет об этом святитель Василий Великий.


Этот известный богослов считает, что женщина в любом случае грешит, ставя под угрозу собственную жизнь. А вот вопрос безопасности плода второстепенен для Василия Великого. Это не общий, но преобладающий взгляд среди Отцов церкви.

Поместные соборы . Аборты преимущественно осуждались, но с некоторыми оговорками. Например, Эльвирский и Анкирский соборы негативно отзывались об абортах как последствиях сексуальных грехов вроде внебрачных связей, а не как об отдельном явлении.

Самый распространённый метод наказания - отлучение от церкви на срок в несколько лет. В редких случаях эта мера распространялась и на отцов абортированных детей. Также в более поздний период возникла практика запретов контрацепции.

Протестантизм . Эта конфессия сильно раздроблена на различные ветви, потому однозначного отношения внутри неё не существует

Например, в начале становления протестантизма, Жан Кальвин, лидеру Реформации, так отзывался об абортах:

«Плод, хотя и сокрытый в утробе матери, уже есть человеческое существо.

Поэтому, если его лишают жизни, которой он еще даже не насладился, то тогда такой поступок есть ничто иное, как величайшее преступление.

Если убить человека в его собственном доме – в самом безопасном месте - считается более кощунственным, чем лишить его жизни в поле, то как же мы назовем преступление, когда плод еще во чреве уже лишается жизни, так и не увидев свет Божий?»

Жан Кальвин

французский богослов

Мартин Лютер поддерживал эти мысли:

«Несомненно, созданное Богом в этот момент [зачатия], должно быть продолжено в потомстве».

Мартин Лютер

христианский богослов

Современный протестантизм часто демонстрирует либеральные взгляды на счёт аборта. Первостепенное значение отводится здоровью матери и её желанию иметь или не иметь ребёнка.

Достаточной причиной для прерывания беременности считается изнасилование, инцест, проблемы женщины со здоровьем или наличие у зародыша каких-либо серьёзных патологий.

В ряде случаев допускается аборт в том случае, если женщина просто не желает иметь ребёнка, без каких-либо для этого медицинских противопоказаний.

Важным аргументом протестантизма является то, что человек, желающий сделать аборт, всё равно найдёт способ это реализовать.

Так зачем ему препятствовать, отнимая возможность квалифицированной медицинской помощи? Неужели лучше, если женщина сделает операцию где-то в нелегальном месте, рискуя собственной жизнью?

Католицизм . Здесь наблюдается радикальный взгляд на аборты.

Сознательное прерывание беременности считается безусловным грехом.

Приведём цитату из католического катехизиса:

«Человеческая жизнь должна пользоваться уважением и защитой в абсолютной мере с момента зачатия. С первого же момента его существования за человеком должны быть признаны все права человеческой личности, среди которых - нерушимое право каждого невинного существа на жизнь.

Это учение не изменилось. Оно остаётся незыблемым. Сознательный аборт, то есть желаемый как цель или как средство, глубоко противоречит нравственному закону. Церковь применяет каноническое наказание отлучения к этому преступлению против человеческой жизни.

Тот, кто производит аборт, если цель достигнута, подлежит отлучению (экскоммуникации) latae sententiae (связывающее силой самого закона), уже из-за самого факта совершения преступления».

Ещё не так давно вопрос того, как вымолить прощение за абортированных детей у Бога, был для католиков большой проблемой. Им приходилось обращаться лишь к миссионерам и епископам.

Но римский папа Франциск предоставил право рядовым священникам прощать грех аборта, что значительно упростило эту процедуру.


Православие осуждает аборты, но иногда делает исключения

Аборт в православии - чаще всего грех, который придётся искупать. Во многом отношение к искусственному прерыванию беременности здесь похоже на католическое: изъятие плода приравнивается к убийству. Но есть некоторые отличия.

Экстренные случаи . Если есть угроза здоровью матери, а тем более жизни, то аборт делать нужно.

Патологии эмбриона . Обычно в православии это не считается достаточной причиной для дозволения аборта. Но отдельные православные представители духовенства высказывают более мягкое мнение на счёт этой проблемы.

Например, Антоний Сурожский высказывался следующим образом:

«Я думаю, что есть случаи, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться страшно изуродованным психически или физически. Когда думаешь: вот, родился ребенок…

Пока он еще малюсенький, это еле заметно, но этот человек вырастет, ему будет 20 лет, и 30, и еще не столько лет, и в течение всей жизни ничего, кроме физической или психической муки не будет.

Имеем ли мы право присуждать человека на десятилетия психического и физического страдания, потому только, что хотим, чтобы этот ребенок родился и был моим сыном, моей дочерью?…

Я не знаю, как это канонически обусловить, но медицински, думаю, тут есть очень серьезный вопрос, который можно решать врачу, даже верующему, в этом порядке.

Я видел таких детей, которые рождались и были искалечены на всю жизнь; видел, что совершалось в результате с психикой матери, отца и их взаимными отношениями».

Антоний Сурожский

В случае возникновения материальных препятствий для рождения ребёнка православие призывает пристроить ребёнка в другую семью через усыновление или удочерение, но избежать аборта.

Влиятельные православные деятели, в частности доктор богословия Алексей Ильич Осипов, негативно отзываются об идее законодательного запрета абортов, как это принято в некоторых католических странах:

Давайте узнаем, прощается ли грех аборта в православии.

Епитимья - способ искупить грех аборта

Как искупить аборт? Как любой другой грех - через покаяние. То есть необходимо сделать следующее:

  1. Пойти на исповедь после аборта.
  2. Священник назначает раскаявшемуся грешнику перечень благочестивых дел, вроде чтения Покаянного канона какое-то время. Это будет называться епитимья за абортированных детей.
  3. На весь этот период человек отлучается от прав члена церкви.

Есть много спекуляций на тему того, как Бог наказывает за абортированных детей. Но что может быть хуже, чем остаться в стороне от духовного?

Это добровольное испытание и цена за возвращение в полнокровную христианскую жизнь. Если с ним справиться, Бог снимет бремя греха.

За упокой абортированных детей можно поставить свечи, но в неформальном порядке

Православный публицист Сергей Худиев так говорит об этом:

«Наши отношения с Богом носят личностный, а не формальный характер.

В молитве Вы можете просить его о чем угодно - в Священном Писании Бог называет себя Отцом, тем, к кому можно обратиться с глубоким доверием.

Как говорит святой Апостол Павел «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим.8:15).

Сергей Худиев

журналист

Слово «Авва», которое использует здесь Апостол, означает очень близкое, семейное обращение родного ребенка к Отцу, как русское «папа» или даже «батя».

Но в то же время есть немало покаянных молитв, которые рекомендуются для чтения людям, раскаивающимся в грехах.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу

Боже, Премилосерднейший Христе Иисусе, Искупителю грешных, ради спасения рода человеческаго Ты оставил еси, Всемилостиве, преславная Небеса и вселился еси во юдоль сию плачевную и многогрешную,

Ты принял еси на Божественная рамена Твоя наша немощи, и понесл еси наша болезни; Ты, о Страдальче Святый, язвлен был за грехи наша и мучим за беззакония наша, а посему и мы к Тебе, Человеколюбче, возносим наши смиренныя мольбы:

приими их, о Преблагий Господи, и снизойди к немощам нашим и грехов наших не помяни, и гневное намерение отмстить за грехи наша отврати от нас. Кровию Твоею Всечестною обновивый падшее естество наше, обнови,

Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, и нас, во тли грехов сущих, и утеши сердца наша радостию всепрощения Твоего.

С воплем и безмерными слезами раскаяния припадаем к стопам Твоего Божественного милосердия: очисти нас всех, Боже наш, Божественною благодатию Твоею от всех неправд, беззаконий жития нашего.

Да во святыни Твоего Человеколюбия восхвалим всесвятое имя Твое, со Отцем, и Преблагим, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва к Пресвятой Владычице Богородице

Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа!

Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Правило схимонахини Антонии - не православная практика

В интернете приобрела популярность литература о том, как отмолить абортированных детей, крестить их и дать имя. Ничего общего с православной традицией эти советы не имеют. Священник максим Обухов выступил с острой критикой идей, изложенных в «Правиле».

Он напоминает, как искупить грех за абортированных детей, - исповедоваться и исполнить епитимью. А вот формулировки схимонахини вроде «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей», с его точки зрения, сомнительны.

Как отмечает Священник Обухов, грешник, повинный в прерывании беременности, должен искать милости и задумываться, как отмолить грех за абортированных детей, но никак не вымаливать младенцев.

То есть формально это молитва христианская, но не принимаемая православной традицией.


Беседа со священником Кириллом Ивановым, духовником медико-просветительского центра «Жизнь», врачом-кардиологом

Возвращение к традиционным семейным ценностям… Одна эта формулировка сегодня может вызвать протест у многих из нас, даже у тех, кто считает себя верующими. Между тем, именно так определяет свою основную задачу петербургское отделение Православного медико-просветительского центра «Жизнь», которое уже пять лет действует при Воскресенском Новодевичьем монастыре. Центр занимается просветительской деятельностью и помощью женщинам, находящимся в кризисной ситуации, а конкретнее и жестче - борьбой с абортами.

Каждое первое воскресенье месяца в Казанском храме Новодевичьего монастыря совершается молебен перед иконой святых Вифлеемских младенцев. Участники молебна молятся о спасении зачатых детей и уже рожденных младенцев, о благополучном разрешении от бремени, о прощении греха аборта. В 2005 году был совершен крестный лёт вокруг Санкт-Петербурга с иконой Вифлеемских младенцев и частицами их мощей. Но вера без дел мертва, и Центр живет не только молитвенной жизнью. Во многих женских консультациях созданы кабинеты кризисной беременности, в которых сотрудники Центра беседуют с женщинами, идущими на аборт, и предлагают им любую помощь - если те согласятся сохранить беременность. На сайте www.lifecenter.spb.ru можно увидеть фотографии детей, к рождению которых причастны не только их родители, но и сотрудники Центра.

О том, как можно помочь детям выжить, а их матерям - удержаться на краю греха, мы беседуем с духовником центра «Жизнь», врачом-кардиологом, священником Кириллом Ивановым.

Отец Кирилл, на сайте вашего центра я прочитала о том, что, согласно опросам, 85% женщин, идущих на аборт, не отдают себе отчет в том, что внутри них находится живой ребенок, которого они обрекают на страшную смерть. Как Вы думаете, были ли эти женщины искренни?

Учитывая те знания, которые дает нам медицина, внутриутробные съемки, фиксирующие развитие ребенка, можно сказать, что большинство женщин, которые решились на аборт, вполне отдают себе отчет в том, на что идут. Но женщине об этом не хочется думать и говорить, ей хочется идти на поводу у так называемого общественного мнения. А общественное мнение таково: женщина сама должна сделать выбор, эмбрион - это часть ее тела. И женщина за такие слова, как за соломинку, хватается и, по сути, уходит от разрешения этой проблемы.

И как же ваши сотрудники, которые работают в женских консультациях, строят беседу с такими женщинами?

Во-первых, мы не делаем акцента на религиозной тематике: на вере, грехе. Ведь воцерковленные женщины крайне редко идут на аборт, хотя, к сожалению, и такое бывает. Но в основном приходится иметь дело с людьми, далекими от Бога и от Церкви, поэтому о вере мы говорим в самую последнюю очередь, если у женщины возникает какой-то интерес к духовным вопросам. Мы даже не делаем главного акцента на том, что ребенок в ее утробе уже живой, мы к этой мысли подводим саму женщину. Но начинаем обычно с того, что пытаемся узнать проблему женщины, потому что, с нашей точки зрения, ни одна женщина не пойдет на аборт при благоприятных условиях. Она решается на аборт, когда оказывается без поддержки в какой-то сложной, кризисной ситуации, особенно - без мужской поддержки. Сейчас, к сожалению, мужчины часто ведут себя как женщины, и поэтому женщине приходится поступать по-мужски. В частности, в данном случае, когда мужчина говорит: «Ну, ты сама решай…» Решать-то должна голова, а главой в семье является муж. После слов «решай сама» женщина берет на себя мужскую роль, и все, что дальше с ней происходит - происходит по вине мужчины. Поэтому аборт - это мужской грех. Так вот, мы пытаемся, в первую очередь, узнать ту проблему, которая толкает женщину на аборт, и стараемся помочь ей эту проблему решить. Мы предлагаем ей юридическую, психологическую, социальную, а где нужно - там и материальную помощь. Наш опыт показывает, что не надо женщине говорить много каких-то красивых слов о грехе, о жизни, которая зародилась внутри нее, а достаточно просто сказать теплое слово поддержки. Пообещать, что одна она не останется, что, если понадобятся какие-то пеленки, распашонки, более серьезная помощь, мы ее поддержим.

В частности, два года тому назад я разговаривал с одной восемнадцатилетней девочкой. Она поругалась со своим парнем и собиралась сделать аборт. То есть она аборт в любом случае собиралась сделать, но тут еще парень пришел в дом, погром устроил, на двадцать четыре тысячи урон нанес: стекла побил, мебель поломал… Я ей сразу сказал: «Может быть, вам возместить материальный ущерб? Мы готовы, но при условии, конечно, что Вы ребенка сохраните». Она, к ее чести, ответила: «Нет, мы не нищенствуем, мы сами справимся». Хотя другая могла бы не отказаться от денег, тем более что два с половиной года назад это еще была довольно большая сумма. Она больше не обращалась ни за какой помощью и сохранила ребенка, несмотря то, что ее мать ругала и говорила: «Зачем тебе это нужно? Что это попы в нашу жизнь вмешались? Иди аборт делай…» Девушка родила ребеночка, и сейчас для ее мамы этот ребенок - любимый человечек.

А где бы вы взяли эти двадцать четыре тысячи? У вас есть постоянные жертвователи?

Да, есть люди и организации, которые более-менее постоянно перечисляют нам деньги. Есть люди, которые время от времени по пять, по десять тысяч жертвуют. Слава Богу, пока Господь нас поддерживает.

Батюшка, может быть, вы приведете еще какой-нибудь пример того, как удалось убедить женщину сохранить ребенка?

У нас была одна почти детективная история, можно даже, наверное, на основе ее роман написать. Женщина обратилась в колпинскую консультацию на 31-й неделе беременности. Аборт на этом сроке уже не делают, только когда есть какая-то серьезная угроза, и то - это уже не аборт, там по-другому действуют… Но она сказала, что ей нужно сделать аборт обязательно. И все попытки со стороны медперсонала уговорить ее сохранить ребенка привели только к тому, что она сказала: «Если так, то я поеду в Череповец, и там мне сделают аборт». Видимо, у нее там какие-то связи были. Ее уже вызывали на все врачебные конференции, смотрели на нее, как на отморозка… А у нас в этой консультации действует кабинет кризисной беременности, и эта женщина все-таки до него дошла. Наша сотрудница разговорила ее, и оказалось, что несколько лет назад эта женщина уже была беременна. Родила двойню, детки были не очень здоровы, да и у нее самой были проблемы: начался послеродовый психоз, это иногда бывает, к сожалению, но потом проходит. Ей предложили на время оставить деток в детском доме, сказав, что она в любое время может к ним приходить, а потом и забрать их совсем. И она, чтобы придти в себя, действительно оставила их в детском доме, навещала их. Но, будучи в таком неадекватном состоянии, не оформила на детей никаких документов. Когда она в очередной раз пришла в детский дом, оказалось, что детей там нету. Она стала спрашивать: «Где мои дети?», а ей сказали, что никаких детей и не было. После этого у нее развился очередной психоз, с чувством собственной вины, неполноценности. И когда она опять забеременела, то всю эту ситуацию бесконечно перемалывала, вспоминала, что с ней тогда происходило. До 31-й недели она колебалась: с одной стороны, ей ребенка хотелось, а с другой - такое чувство вины… И все-таки к 31-й неделе она решила, что не может быть матерью после того, что произошло, и решила, что от ребенка нужно избавляться… Когда она выговорилась - это как исповедь у нее получилось, хотя и не перед священником - какое-то облегчение у нее наступило. Мы пообещали ей помощь, и она решила сохранить этого ребенка. Но на сроке 38 недель она решила, что матерью все-таки быть не может, и будет отказываться от этого ребенка. Мы, естественно, за нее молились. На молебне Вифлеемским младенцам - у нас там по двести-триста человек бывает - я всех просил молиться о благополучном разрешении этой ситуации. По какой-то причине этой женщине должны были делать кесарево сечение. Сделали кесарево, в матке была инфекция. Врачи неправильно оценили ситуацию и, вместо того чтобы провести лечение или даже удалить матку, не сделали ничего. А она уже была готова отказаться от ребенка, уже сказала об этом врачам. И вот после кесарева у нее развилось крайне тяжелое состояние. Врачи позвонили нам и сказали, что она уже агонизирует, шансов нет никаких. Мы совершили молебен, молились о том, чтобы Господь помог ей. Через несколько часов поступила информация о том, что она пришла в себя. И первые ее слова были: «Я ребенка буду сохранять». Матку ей удалили, у нее больше нет возможности родить ребенка. Может быть, это такое вразумление ей от Бога было, но, так или иначе, и ее жизнь сохранилась, и жизнь ребенка. Ребенок сейчас с мамой. Вот такая захватывающая история!

Отец Кирилл, а врачи как к вашей деятельности относятся? Они же, наверное, воспринимают аборт как что-то очень обыденное…

Когда мы с ними знакомимся, они принимают наше предложение если не «на ура», что тоже бывает, то, по крайней мере, поддерживают нас. Мы же врачей не обвиняем, не говорим, что все они убийцы. Мы выстраиваем с ними беседу по-другому: «Мы понимаем, что вы не сторонники абортов, что вы к этой мере прибегаете в крайнем случае, когда женщину не удается отговорить. У нас с вами общая цель: мы хотим, чтобы наши женщины рожали здоровых детей. Для этого мы и хотим с вами сотрудничать. Вы рассказываете женщинам о вреде аборта, но вы не можете предложить им реальную помощь, если они находятся в кризисной ситуации. Мы же пытаемся разрешить проблему женщины и предложить ей конкретную помощь». Врачи, когда выслушивают нашу точку зрения, как правило, нас поддерживают. Потому что это не обвинения, а дополнение, поддержка их деятельности.

А учителя в школах, куда вы приходите со своими программами?

Мы проводили в школах несколько конкурсов и даже устроили два больших праздника после подведения итогов этих конкурсов. Поэтому школы нас знают и очень хорошо к нам относятся. Но иногда со стороны педагогов возникает некое недоумение и даже протест по отношению к тем темам, которые мы предлагаем для конкурсов. Сейчас мы проводим конкурс, посвященный Дню влюбленных - как это ни странно может показаться, поскольку этот день не имеет никакого отношения к Православию, и даже наоборот. Но потому мы и проводим этот конкурс: чтобы нашу точку зрения на влюбленность, отношения между полами донести до детей. В частности, одна из наших тем формулируется как «Воздержание до брака - устаревшая традиция или жизненная необходимость?». И нам уже несколько педагогов позвонили и спросили: «Почему вы такую тему предлагаете? Вы не думаете, что родители будут возмущены? Сейчас модно не соблюдать воздержание до брака».

Батюшка, недавно я прочитала книжку греческого архимандрита Николаоса Аркаса, посвященную проблемам деторождения. Там говорится о том, что смертным грехом является не только аборт, но и предохранение в браке. А Вы как смотрите на эту проблему?

Эту проблему можно разбить на две части. Первая - это то, что, предохраняясь, супруги предохраняются не от беременности, а от Бога. Беременность - это результат творческого действия Божия. Детей подает Господь. Об этом свидетельствуют украшения, которые вы можете увидеть на нашей иконе святого Давида Гареджийского, которая находится в Казанском храме. Преподобный Давид Гареджийский - один из основателей грузинского монашества, живший в IV веке, ученик Иоанна Зедазнийского. Ему дана особая благодать - помогать в бесплодии, да и вообще в женских проблемах и беременности. К нам стало обращаться много бесплодных пар и спрашивать, можно ли Вифлеемским младенцам молиться о разрешении бесплодия. Сначала мы так и делали, а потом попросили иконописцев, которые написали для нас икону Вифлеемских младенцев, написать образ преподобного Давида. И за три года, что мы служим молебны Давиду Гареджийскому, у нас около десяти-двенадцати пар, иногда с диагнозом «бесплодие», смогли зачать ребенка. Это свидетельствуют о том, что детей супругам дает Господь. Поэтому, когда супруги предохраняются, они как бы говорят Богу: «Господи, мы лучше Тебя знаем, нужны нам сейчас дети или нет, поэтому мы пока в свое удовольствие поживем, насладимся радостями супружеской близости… Когда нам будут нужны дети, мы Тебя позовем, а пока Ты за дверью постой». Поэтому благодать, конечно, из такой семьи уходит. Смертный это грех, не смертный - но, по крайней мере, супруги такое «фи» Богу словно говорят.

Второй момент, если от духовной стороны проблемы отойти, - это то, как супруги предохраняются. Если речь идет о механическом предохранении, то это еще не так страшно, как гормональные контрацептивы. Если женщина принимает гормональные контрацептивы, то, во-первых, она совершает грех самоубийства. В консультациях об этом не очень говорят, но каждый гинеколог знает, что у гормональных контрацептивов очень много побочных действий. На Западе был ряд судебных процессов, связанных с тем, что гормональные контрацептивы вызывали осложнения, в частности, тяжелые поражения печени, тромбоэмболию, от которой было много смертей. Кроме того, есть данные о том, что женщина, принимая гормональные контрацептивы, наносит вред здоровью будущих детей. У таких детей гораздо чаще встречаются хромосомные аномалии, в частности - синдром Дауна. К тому же гормональные конрацептивы в ряде случаев оказывают абортивное действие. Я на эту тему со специалистами разговаривал, один из них участвовал в написании книги «На приеме в женской консультации. Вопросы и ответы, комментарии священника». Писали эту книгу два гинеколога и мое недостоинство. В ней есть глава о гормональных контрацептивах, в которой описывается, что механизм их действия до конца не изучен и что при их приеме можно увидеть в яичнике нормально развивающийся фолликул. Яйцеклетка нормально созревает, в ряде случаев наступает овуляция, то есть выход этой яйцеклетки, а иногда - и зачатие. Но, помимо того, что гормоны оказывают воздействие непосредственно на яичник, они изменяют свойства стенки матки, и она становится неспособна к имплантации. Внедрение эмбриона невозможно. Поэтому зачатый человечек выбрасывается на самом раннем сроке, и женщина даже не знает, что уже сделала микроаборт. Поэтому о женщине, которая в течение года принимает гормональные контрацептивы, можно с большой долей вероятности сказать, что, по крайней мере, одного ребеночка она убила.

Есть еще ряд других средств, в частности - внутриматочная спираль. На фоне внутриматочной спирали происходит предохранение не от зачатия, а от беременности. Спираль вызывает отторжение эмбриона, препятствует его внедрению в стенку матки. Описаны даже случаи вынашивания беременности на фоне внутриматочной спирали. Мне сам Борис Николаевич Новиков, главный акушер-гинеколог города, рассказывал случай, как его вызвали на консультацию во время родов. Он сначала не мог понять, что он такое рукой нащупал. Оказалось, что у ребенка во время родов в костях головки была спираль. Он так и родился с этой спиралью, ее, слава Богу, потом вынули, ребенок живой остался.

Много ли сейчас в церковной среде женщин, которые готовы всецело положиться на волю Божию, никак не предохраняться и родить столько детей, сколько Бог даст?

Опроса такого не проводилось, - улыбается отец Кирилл. - Но если человек воцерковлен в полной мере, если он старается во всей своей жизни на волю Божию полагаться, искренне произносит слова нашей основной молитвы: «Да будет воля Твоя», - он, конечно, поступает именно так. Среди прихожан Новодевичьего монастыря очень много многодетных семей. Почти все наши священники многодетны: у отца Евгения восемь детей, у отца Николая - четыре, у отца Владимира четыре, у меня три, у отца Антония два пока. У прихожан в нескольких семьях есть по пять детей, по четыре, по три. И больше пяти детей есть.

Отец Кирилл, как Вам кажется, как в наше время можно вернуть женщине ее традиционное сознание, желание рожать детей, невзирая на круг остальных интересов?

Во-первых, мужчины должны изменить свое отношение и к жизни, и к женщине. Вести себя по-мужски и быть для женщины опорой. Вы помните начало нашего разговора? Мужчина говорит: «Решай сама. Ты его родишь, ты его и будешь воспитывать». И женщина понимает, что она без опоры остается, в любой момент муж сможет ей сказать: «Знаешь, дорогая, ты же сама это решение приняла». Конечно, если даже с первым ребенком такое было, захочет ли женщина беременеть во второй раз? Мужчины, даже если они не являются людьми верующими, должны просто бросить пить и начать делом заниматься. В этом случае у женщин будет возможность не карьеру делать, а быть с детьми. Женщина может с этим соглашаться или не соглашаться, но ее природа коверкается, когда она начинает работать. У женщины другое предназначение - давать жизнь. Некоторые женщины возражают против того, что недопустимо женское священство. Ну а я могу сказать: «Знаете, дорогие женщины, я бы хотел выносить ребенка. Хотел бы ощутить, как он там, в утробе, бьется, как он поворачивается, стучит ручками и ножками - но мне это не дано. Я же не ропщу, раз Господь так устроил, что я не могу быть беременным». И женщина тоже должна смириться с тем, что у нее другая функция. А иначе жизнь прекратится на земле, если мужчины станут женщинами и будут пытаться забеременеть, а женщины начнут становиться мужчинами и делать карьеру.

И, конечно, необходимы законодательные меры. Во-первых, необходимо запрещение абортов - это то, что на поверхности лежит. Все крики о криминальных абортах не имеют под собой никакой почвы. Есть исследования по этому поводу, которые доказывают, что значительно частота криминальных абортов в этом случае не возрастет. И даже при возрастании их количества женская смертность не увеличится, а наоборот - уменьшится. Во-первых, потому, что одной из основных причин женской смертности являются сами по себе аборты, легальные. Во-вторых, нелегальные аборты будут делать те же самые гинекологи и пользоваться теми же самыми антибиотиками, которые сейчас доступны каждому. От нелегальных абортов была высокая смертность, когда не было антибиотиков.

Неужели Вы думаете, что это действительно возможно - законодательно запретить аборты?

У Бога возможно все.

Адрес санкт-петербургского отделения Центра «Жизнь»: Московский пр., д. 104 (по будням с 12 до 18 часов).
Телефон: 388-61-91.