Мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации.

Субкультура - это автономное относительно единое образование, совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.

Понятия «субкультура», «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

К признакам субкультуры относятся:

Специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

Статусная структура;

Набор предпочитаемых источников информации;

Своеобразные увлечения, вкусы и способы время препровождения;

Специфический жаргон;

Фольклор.

«Социализация, -- пишет И. С. Кон, -- близка к русскому слову "воспитание». Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».

Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности.

3. Обучение в школе. Это формальный процесс-- определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида.

4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

В литературе и на практике активно используется понятие "детская субкультура".

Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, используемых в детских сообществах в конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Для каждого детского возраста характерна своя субкультура. В процессе социализации ребенок усваивает определенный объем слов и выражений, имеет место своеобразие их осмысления (понимания) и реализации усвоенного в речи, что характеризует его социокультурное развитие как личности.

Сформированное социокультурное своеобразие позволяет ребенку понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в конкретной социальной среде. Оно обладает относительной автономией и характеризуется в зависимости от возраста детей своим языком, содержанием, особенностями восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, сказывается на их социальном развитии, социализации.

Во-первых, в индивидуальных и групповых играх, существенно влияющих на социализацию ребенка. Как указывал Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979), игра выступает ведущей деятельностью ребенка, своего рода школой произвольного поведения и "морали в действии". Она помогает обеспечивать своеобразное моделирование социальных отношений и их усвоение. Индивидуальные игры способствуют познанию реальной действительности, саморазвитию. Групповые носят социальный характер. Они предполагают определенные правила, нормы поведения и действия, стимулируя усвоение социального опыта.

Дети, как правило, играют в традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания). Многие из детских игр вышли из календарных обрядов взрослых. По мнению "реставратора" народных игр Владимира Михайловича Григорьева , традиционные игры, прошедшие через века, доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов, религиозных представлений разных народов.

Во-вторых, в детском фольклоре (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки). По мнению Марины Владимировны Осориной , детский фольклор – одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности. Он выступает важным показателем детской субкультуры.

Наиболее распространены такие формы детского фольклора, как:

  • – считалки ("Аты-баты, шли солдаты, аты-баты – на базар...", "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты есть такой?.." и др.), которые помогают детям устранять нежелательные конфликты в детской среде;
  • – дразнилки (именные типа "Андрей-воробей, не гоняй голубей...", а также высмеивающие детские недостатки и проступки (ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность), например: "жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест" или "плакса- вакса-гуталин, на носу горячий блин!"), благодаря которым детское сообщество осуществляет воспитание. Они также тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя от нападок сверстников в форме словесной самозащиты (ответить дразнилкой-отговоркой).

Важным фактором формирования детского фольклора является информация, которая поступает ребенку через общение, сказки, песни, книги.

Сказка и былины выступают одним из источников построения ребенком картины отношений между людьми, в частности, взаимоотношений в семье. Через них последний эмоционально усваивает качественные характеристики людей, понимание добра и зла, преданности и предательства, героизма и измены, патриотизма и многое другое, наставления и поучения старших.

В сказах и былинах сконцентрированы смысловые образования, которые создавались веками. Таким образом, происходит своеобразный "диалог культур" – прошлого и настоящего в создании образа мира, в частности, мира семейных отношений, формирования культурных полоролевых стереотипов мужчины и женщины, социальных ценностей.

В-третьих, в детском правовом кодексе (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного / ягодного места). Его использование влияет на формирование собственного "Я" ребенка, определение его статуса и места в социальной среде.

В-четвертых, в детском юморе (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки) и наделении прозвищами сверстников и взрослых. Это характерная форма самовыражения, привлечения к себе внимания, стремления выделится. В подобных проявлениях дети иногда могут быть очень жестоки, не считаясь с самолюбием другого ребенка. Основания для розыгрышей, поддевок могут быть самые различные, в том числе, особенности фамилии или имени, какие-либо привычки, формы проявления.

В-пятых, в детской магии и мифотворчестве ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы). Такая форма проявления часто выступает средством осмысления того, что и как воспринимает ребенок, слушая сказки, былины, просматривая телевидение, наблюдая за поведением взрослых;

В-шестых, в детском словотворчестве (этимология, языковые перевертыши, неологизмы). В процессе коммуникации дети придумывают "тайные языки", недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых. Это может быть прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа "ус", тогда обычная фраза принимает странное звучание "Мамаус ушлаус наус работус, приходиус коус мнеус" (мама ушла на работу, приходи ко мне). Старшие дети пользуются особым сленгом в устном общении и разработанной тайнописью, что свидетельствует о стремлении к автономии детской субкультуры.

Также своеобразие субкультуры детей проявляется:

  • – в детском философствовании (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти);
  • эстетических представлениях (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты");
  • стремлении к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков;
  • религиозных представлениях (детские молитвы, обряды).

Детская субкультура меняется в зависимости от возраста. Передача всего богатства ее содержания происходит непосредственно "из уст в уста" в условиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях, больницах. Лишь к концу периода детства наряду с устными появляются письменные тексты – песенники, девичьи альбомы, "гадалки", сборники анекдотов.

Детская субкультура предоставляет ребенку наиболее благоприятную для него социальную среду и выполняет следующие функции:

  • социализирующую – основным агентом социализации выступает группа сверстников;
  • обучения и воспитания (сверстники – лучшие воспитатели);
  • передачи традиционных культурных средств – детского правового быта, фольклора и игровых правил, овладения собственным поведением; половой идентичности благодаря сравнению с другими мальчикам и девочкам;
  • экспериментальной площадки для опробования себя, определения границ своих возможностей;
  • защиты от неблагоприятных воздействий взрослых.

Всякую субкультуру представляет сообщество детей, в котором каждый ребенок – это определенный социокультурный мир и носитель субкультуры. Это сообщество обусловливает зону вариативного развития ребенка. Сверстники в процессе игрового взаимодействия и общения во многом определяют перспективы его социализации, обучения и воспитания. Этим объясняется тот факт, что для родителей далеко не безразлично, в какой субкультурной среде сверстников общается их ребенок и как он себя в ней проявляет.

В подростковой и юношеской среде формируется своя субкультура. Каждая сформировавшаяся подростковая (юношеская) группа отличается своеобразием субкультуры просоциальной, асоциальной или антисоциальной направленности. Она во многом определяется теми, кто входит в группу и средой, в которой первая сформировалась и проявляется. Влияние субкультуры на членов группы исключительно велико и реализуется через нормы, ценности, стереотипы и вкусы, которые ею определяются. В зависимости от направленности субкультуры оно может быть как позитивным, так и негативным.

Социальные нормы и ценностные ориентации выполняют функции важнейших регуляторов социального поведения индивидов и влияют на отношения ее носителей к окружающей среде, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации.

Каждая социокультурная молодежная среда способствует формированию определенных пристрастий, предвзятости, предубеждения по отношению к чему-либо, следованию определенной моде и музыкальным пристрастиям.

Следование моде – важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно пытаются выделиться по сравнению с взрослыми, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою похожесть на всех и в то же время выделиться среди них. Музыкальные пристрастия позволяют молодым людям через движения и ритмы пережить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь.

Во взаимоотношениях подростки и юноши стремятся выделиться через речь, компенсировать эмоциональную и "словарную" невозможность выразить свои переживания и чувства. Жаргон оказывает организующее влияние на всю речь, на стиль у носителей субкультуры.

Изучение подростково-юношеской субкультуры исключительно важно для тех, кто непосредственно работает с детьми этого возраста (родители, учителя, социальные педагоги и социальные работники, работающие с "детьми улицы" и безнадзорными).

Культура функционирует в обществе на различных уровнях, в определенных формах. Для отражения конкретных форм существования культуры в социологии используется понятие субкультура. Существует множество определений этого понятия:

  • - субкультура - это набор убеждений, норм, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или социальную группу;
  • - субкультура - свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение;
  • - субкультура -- суверенное целостное образование, часть общественной культуры;
  • - субкультура с точки зрения культурологии -- это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультуры появляются там, где:

  • - ткань общественных отношений и, в первую очередь, производственные отношения не накрывают какую-то часть общества, не вовлекают его в себя, либо же вовлекают явно насильственными способами, чем вызывает ещё большее отторжение;
  • - существуют серьёзные противоречия между общественной моралью, отношениями и стремлениями людей. Это верно только в том случае, если представители социальной группы, вступившей в противоречие с обществом, слабы и не способны его изменить.

Феномен молодёжных субкультур давно привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, социологов. Каковы причины их появления?

Основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп - процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности.

Выделяют следующие причины, которые побуждают войти молодежь в ту или иную субкультуру:

  • - потребность в друзьях;
  • - стремление познать необычное, в том числе современное западное искусство;
  • - неуспеваемость в обучение и отчуждение от коллектива;
  • - отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе;
  • - потребность в эмоциональных впечатлениях;
  • - отсутствие индивидуального подхода в школе при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников;
  • - невнимание к молодым людям и конфликты в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;
  • - возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.

Таким образом, факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласия, расхождения во взглядах с родителями и преподавателями. Среди побуждающих мотивов стремления к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как желание обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы. Громов А. В., Кузин О. С. «Неформалы. Кто есть кто?» -- М.,1990г.

Каждое сообщество создает свою субкультуру, которая не отрицает общечеловеческую культуру, но в то же время имеет свои специфические отличительные признаки, связанные с особенностями жизнедеятельности этих сообществ.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений, а некоторые наоборот, носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят в единую культуру общества как неотъемлемые элементы. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

К своеобразным особенностям молодежной субкультуры следует отнести прежде всего то, что создателями ее являются представители очень значительной части молодежи - учащиеся, студенты, не имеющие в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом - социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и будущей деятельностью как специалистов. Социальные характеристики различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным подструктурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения. Будучи частью общества, она включена во все многообразие его связей и отношений. Вместе с тем субкультуре присущи специфические общественные функции: воспроизводственная, инновационная и др.

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников.

Введение.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Однако если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и освоен ими, то процесс индивидуализации для многих из них сложен, так как, не имея специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Этому вопросу были посвящены работы Абраменковой В.В., Кудрявцева В., Алиевой Т., Осориной М.В., Ивановой Н., но вместе с тем остается непонятным, как организовать образовательную деятельность с учетом субкультуры.

Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения в том числе, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую субкультуру, основными компонентами которой являются: детский фольклор, смеховой мир детства, собирательство и коллекционирование. Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми.

Актуальность вышеизложенных направлений обусловила цель и задачи работы.

Целью данной работы изучение особенностей детской субкультуры как механизма социализации дошкольника.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть теоретические подходы к понятию субкультуры, выделить её компоненты. Раскрыть особенности детской субкультуры.

Определить особенности образовательной деятельности с учетом детской субкультуры.

Проанализировать результаты и сделать выводы.

Объект исследования данной работы - детская субкультура.

Предмет исследования - особенности детской субкультуры в образовательной деятельности.

    Детская субкультура.

1.1. Понятие детская субкультура.

«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» (6, С.299).

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.

Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (2, С.188).

В.Кудрявцев, Т.Алиева рассматривают детскую субкультуру как «особую систему бытующих в детской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место» (3, С.87). Детская культура является культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.

Детская традиция – это «совокупность разнообразных форм активности детской группы, тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках данной субкультуры (тайные языки и шифры, шалости, детская «магия» и т.д.)» (6, С.299).

В разных периодах детства особую важность приобретают различные элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников – игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения.

М.В.Осорина в своих работах отмечает, что «мир детей существует в одном пространстве с миром взрослых. Взрослые бывают слепы по отношению к жизни и культуре детского сообщества» (5, С.5). Любая человеческая культура несёт в себе модель мира, которая создана этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований. Она воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке, материализуется в планировке поселений человека и организации внутреннего пространства жилищ. (5, С.9).

В детской субкультуре просматривается своеобразный способ освоения ребёнком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Мир детства в детской субкультуре «манифестирует» своё отличие от мира взрослых (3, С.65).

Каждое поколение получает определённую модель мироздания в наследство. И эта модель служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека. Вместе с тем она объединяет этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребёнок получает о взрослых, активно усваивая её из культурно-предметной и природной среды. Также он активно творит модель мира сам.

Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и письменные тексты – всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборники анекдотов, «гадалки».

1.2 Компоненты детской субкультуры.

Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них.

Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является главным спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности.

Д.Б.Эльконин изучал значение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он отмечает: «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек – его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности» (7, С.10). В.Кудрявцев, Т.Алиева подчёркивают, что игра – это своеобразный способ преодоления разрыва между взрослыми и детьми. В игре дети усваивают общие смыслы и мотивы деятельности человека, воспроизводят социальные отношения, которые складываются в мире взрослых. Через игру дети включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя свои потребности в причастности к этой жизни.

В.Абраменкова отмечает, что «традиционная игра – это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире». (1)

В играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивать отношения между людьми, моделировать их, совершенствовать своё поведение и учиться управлять им. Важное значение здесь приобретают групповые игры, которые носят особый интерактивный характер и предполагают строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К таким играм можно отнести такие традиционные для Росси игры, как «Жмурки», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Лапта», «Бояре» и другие.

Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.

Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.

Все русские праздники проходили с участием детей. Среди них - русская свадьба. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак.

Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых.

Детский фольклор является важнейшей составляющей детской субкультуры. По определению М.В.Осориной детский фольклор – это «одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности» (5,C.41).

В основе детского фольклора лежат произведения, авторами которых являются взрослые. Эти произведения, передающиеся из поколения в поколение, используются для общения с детьми. В их число входят всевозможные колыбельные песни, считалки, прибаутки, сказки, загадки, игры и т.д., которые максимально адаптированы к восприятию детьми.

Как правило, эти произведения не транслируются в детской среде в чистом виде, и сами дети не обращаются к ним спонтанно. Но всё же они становятся достоянием детской субкультуры, утрачивая при этом свои функции и приобретая новые, так как дети всячески видоизменяют их, насыщают нетривиальной информацией. Поэтому произведения детского фольклора в разных модификациях могут передаваться из поколения в поколение в устной форме.

Детский фольклор может показать две взаимопротиворечивые характеристики детской субкультуры. Удерживая и воспроизводя в себе тексты, игры, ритуалы, «возраст» которых исчисляется десятилетиями и столетиями, детская субкультура является достаточно консервативной. Вместе с тем она и довольно динамична за счёт того, что ни одно произведение в ней не имеет лишь одного варианта. Обычно можно найти несколько «версий» одного и того же фольклорного произведения.

Дети имеют возможность наделять произведения фольклора новыми смыслами, что развивает их воображение, приобщает к процессам культурного творчества. В этом просматривается демократизм детской субкультуры, которая открыта к изменению и развитию. Она приглашает любого ребёнка стать своим автором. Следует отметить, что вариативность свойственна практически всем компонентам детской субкультуры.

Колыбельные песни, потешки и прибаутки помогают ребёнку познакомиться с простейшей моделью окружающего мира, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют основу доверия к близким и миру в целом. Дом в произведениях детского фольклора предстаёт как защита от опасного внешнего мира, куда пока ещё «ходить не надо». У ребёнка место в доме – самое хорошее и красивое, а мама самая заботливая и лучшая. Семья становится символом защиты и надёжности.

В детском фольклоре находят своё отражение и страшные фантазии, в устной форме передающиеся от поколения к поколению детей. М.Осорина выделяет один из самых распространённых по территории России сюжет, в котором рассказывается о том, как некая семья с детьми живёт в комнате, где на стене или потолке есть подозрительное пятно. Оно может быть жёлтым, красным или чёрным. Иногда пятно обнаруживается при переезде на новую квартиру. Бывает, что кто-то из членов семьи ставит его случайно (капнет чёрными чернилами). Герои сюжета пытаются безрезультатно оттереть это пятно. Ночью пятно начинает проявлять свою зловещую сущность. Оно начинает медленно расти, и из него появляется огромная, в соответствии с цветом пятна, рука, уносящая из ночи в ночь в пятно всех членов семьи. Как правило, руку удаётся проследить. Тогда вызывают милицию, устраивают засаду, отрубают эту руку и находят на чердаке колдунью, бандита или шпиона. В конце все члены семьи могут ожить.

Исследователями отмечено, что для индивидуальных страшных детских фантазий характерен мотив уноса ребёнка из пространства дома в иной мир. Этот мотив нашёл своё отражение в текстах коллективного детского фольклора (сюжет об уходе ребёнка внутрь картины, висящей на стене). Также он встречается и в литературе для детей, например, «Алиса в зазеркалье». Субкультурные формы порой играют немаловажную роль при овладении ребёнком содержанием общечеловеческих ценностей. Такой формой являются стихийные детские проблематизации. Чаще они выражаются в форме вопросов на темы превращения обычного в необычное, предполагают выход за рамки обыденных причинно-следственных связей. Вопросы служат средством расширения детского сознания, ориентируют как ребёнка, так и взрослого на динамическое общение и творческое сотрудничество, создают такую ситуацию, в которой необходим творческий поиск, совместный для взрослого и ребёнка. Эти явления исследователи называют «детским философствованием», которое образует особую составляющую субкультуры детства.

«Философствованием» могут быть размышления детей о природе, жизни, космосе, добре и зле, душе, мысли и многом другом. Они носят преимущественно косвенный характер, но всё же затрагивают вопросы человеческого бытия. «Философские темы» детей во многом создают ту самобытную картину мира, которая рождается в их сознании. Обычно эта картина объединяет в себе всё необходимое и случайное, общее и частное, реальное и вымышленное. Она не столько упорядочивает действительность, сколько задаёт вопросы, разрушая очевидное. Это и является началом человеческого познания, которое имеет творческую природу. Субкультурный феномен познания помогает ребёнку более глубоко приобщиться к творческому опыту людей.

Детское словотворчество занимает значительное место внутри детской субкультуры. Оно является своеобразным вызовом сознанию взрослых, ограниченному готовым общественным опытом.

В попытках словотворчества ребёнок пытается выделить свою уникальную речь из речи взрослых, вместе с тем побуждая взрослых к общению. Словотворчество является средством обособления ребёнка, его призывом к творческому единению с взрослым.

Занимаясь словотворчеством, дети делают слово более живым и предметным, гибким и пластичным, вбирающим в себя все возможные оттенки его значения. Дети освобождают силу, свёрнутую в лингвистических и грамматических нормах языка. Можно сказать, что они дарят языку жизнь в культуре, не позволяя ей омертветь.

Как отмечают В.Кудрявцев и Т.Алиева, субкультура детства неэлитарна, а «массовидна», её опытом в той или иной степени овладевает каждый человек. Именно эта особенность обеспечивает огромные возможности языка, которые не ограничиваются профессиональными литературными текстами. В словотворчестве дети бессознательно раскрывают резервный потенциал родного языка, скрытый для большинства взрослых: «колоток», «кусарик», «мазелин», «мокресс».

Перевёртыши являются примечательной сферой явлений детской субкультуры. «Перевёртыши – это особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычное положение вещей, проблематизируются повседневные общепринятые представления об окружающем» (3,С.66). Свои истоки они черпают из народной смеховой культуры и малых фольклорных жанров, рассчитанных на детей:

«Ехала деревня мимо мужика,

Глядь, из-под собаки лают ворота».

В различных культурах такое «переворачивание» считалось средством расширения творческих способностей детей и взрослых. Его момент всегда имел смысл в науке, изобретательстве, искусстве. В дошкольном возрасте «перевёртыши» имеют особый смысл. Не случайно К.Чуковский называл их как «лепые нелепицы». Малыш, чтобы воспринять мир таким, какой он есть, сначала должен увидеть его перевёрнутым. Это связано с особенностью зрения новорождённых. И лишь постепенно картина выправляется. То же самое исследователи относят и к умственному и духовному зрению ребёнка, чем объясняют противоречивость и парадоксальность детской картины мира, в которой всё постоянно меняется местами, наделяется непривычными свойствам и возможностями. Педагогическая ценность перевёртышей состоит в том, что в них ребёнок разоблачает фантазии и служит торжеству разума, пытается по-новому утвердиться в знании «нормы».

Жанр считалки, характерный для детской субкультуры, является уникальным. Он не имеет аналогов во взрослом фольклоре и представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную подготовку к игре. Это необходимый атрибут игры и культурно представленная реализация распределения ролей:

«Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить –

Всё равно тебе водить!»

Считалка помогает устранять нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, обогащает традиционные тексты.

Дразнилки высмеивают детские недостатки и проступки: ябедничество, глупость, хвастовство, жадность, плаксивость:

«Жадина-говядина, солёный огурец,

На полу валяется, никто его не ест!»

В.Абраменкова отмечает, что помимо указанных форм фольклора в детской субкультуре существуют так называемые «низовые» формы устных фольклорных текстов. К ним можно отнести разнообразные розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых, пародии, детские неприличные и садистские стишки, в которых комическое, весёлое приобретает психологический смысл нарушения запретов взрослых:

«Дети в подвале играли в гестапо.

Зверски замучен сантехник Потапов».

Любовь ребёнка ко всяческим дразнилкам, смеховым ситуациям одновременно и разрушает, и утверждает порядок окружающего мира, проверяя тем самым его на прочность. Смеховая активность детей – это подтверждение их собственного существования через выворачивание себя и окружающих «наизнанку».

Как отмечает В.Абраменкова, дети с чувством юмора в детской субкультуре органично вписываются в представления о смеховом мире как мире нарушения приличий и норм поведения, свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Они могут увидеть смешное в серьёзном, представить ситуацию в самом неожиданном свете, вызывая повышенный интерес окружающих к себе. Шалуны, используя для своих экспериментов вялых, трусливых или безалаберных детей, потешаются над ними, заставляют их двигаться. Обороняться. В этом они имеют большое значение в педагогическом процессе.

Одним из важных компонентов детской субкультуры является наличие собственного языка общения между детьми, который отличается особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью.

В процессе общения дети придумывают «тайные языки», которые не доступны пониманию взрослых или других детей, не посвящённых в это дело. Например, к каждому слову дети могут прибавлять какие-либо тарабарские приставки или окончания и получится примерно такой текст:

«Нашаус кошкаус вчераус принеслаус домойуc котятус».

Дети более старшего возраста пользуются в устном общении особым сленгом, а в письменном – специально разработанной тайнописью. Всё это свидетельствует о стремлении детской культуры к автономизации.

В.Абраменкова выделяет ещё одну важную черту, присущую детской субкультуре – табуирование личных имён в сообществах детей и наделение сверстников прозвищами и кличками. В отличие от имени собственного, прозвище эмоционально насыщено и несёт в себе момент оценки, которая может быть позитивной, негативной или же носить какой-нибудь подтекст или скрытый смысл.

В младшем школьном возрасте прозвище обычно является выражением яркой индивидуальности ребёнка. У подростков могут быть оскорбительные прозвища. Но в любом случае иметь прозвище – значит, быть замеченным сверстниками.

Религиозные представления и духовная жизнь детей – ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя.

Исследователи отмечают особую мифологичность детского сознания, веру в сверхъестественное. В силу этого каждый ребёнок естественно религиозен. Даже если ребёнок отлучен от религиозной традиции, его душе свойственен поиск эмоциональной связи с внешним.

В традиционных детских верованиях среди младших школьников довольно распространенными являются «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (чёрная рука, белое пианино и т.д.). Вболее старшем возрасте в детской среде бытуют и христианские православные представления: рассказы о святых, о чудесном спасении, о посещении «того» света. Как отмечает В.Абраменкова, чаще всего дети скрывают свои религиозные чувства от сверстников во избежание насмешек, предпочитая обращаться к «высшим силам» непосредственно.

М.Осорина среди компонентов детской субкультуры выделяет разнообразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) и коллекционирование.

Детское собирательство раннего детства характеризуется тем, что «штучки», найденные ребёнком, не имеют никакой потребительской ценности и привлекают его внимание своей формой, цветом, некоторым сходством с реальными вещами. Находя в большом мире разные «штучки», ребёнок прибирает их к рукам во благо собственных интересов. Таким образом он раздвигает свои границы и, как высказывается М.Осорина, «уточняет» себя этими маленькими символами «Я» - «его делается много» (5, С.129). Находки настолько приобретают смысл для ребёнка, что он включает их в свои фантазии и переживания.

Примерно после пяти лет детское собирательство приобретает другие черты. У ребёнка появляется своя «сокровищница», которая обычно хранится дома. Это может быть коробочка, мешочек у девочки и карман у мальчика, так как мальчики предпочитают всё носить с собой. «Сокровищница» наполняется мелкими предметами, найденными на улице. Это всевозможные бусины, красивые пуговицы, значки, сломанные брошки, редкие монеты и предметы с интересной внешностью, привлекающие внимание ребёнка. Обычно ребёнку нравится общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не помешал: рассматривать их, любоваться и фантазировать.

Как правило, «сокровищница» существует несколько лет и незаметно исчезает. На смену ей, примерно после шести-семи лет, приходит детское коллекционирование. Если «сокровищница» была более личной, индивидуальной, то коллекция социальна и более обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребёнка в группе сверстников: престижем, соперничеством, модой. Коллекции дети показывают друг другу, хвастаются и гордятся ими.

Появление коллекции свидетельствует о вхождении ребёнка в новую фазу социализации в детской субкультуре. Обычно это связано с началом школьной жизни. В это время происходит активное формирование самостоятельного опыта детей среди людей, где ребёнок учится подчиняться правилам жизни в группе, усваивает общепринятые модели поведения.

Чаще всего дети семи - десяти лет коллекционируют предметы, которые можно добыть без денег: фантики, обёртки, пробки и т.д. Содержимое такой коллекции воспринимается детьми как личная добыча её владельца. Количество и редкость найденных предметов говорит о высоком развитии у него социально ценных, с точки зрения сообщества детей, качеств, благодаря которым он добыл то, что имеет.

Многие привлекательные предметы становятся содержимым девчоночьих «секретов» и «мальчишечьих» тайников.

«Секрет» девочки представляет собой небольшую ямку, выкопанную в земле, которая выкладывается чем-либо красивым. Обычно делается фон из фольги или листьев, на нём раскладываются различные интересные «штучки», головки цветов, камешки. Сверху сделанная композиция накрывается кусочком красивого прозрачного стекла. Затем всё засыпается тонким слоем земли так, чтобы снаружи не было видно.

Создание «секретов» является традицией детской субкультуры, следовательно, идея и формы воплощения передаются от старших детей к младшим в виде культурного наследия. «Секреты» по своей сути можно считать массовой формой детского дизайнерского творчества.

Мальчишечьи «тайники» создаются с целью материализации своего тайного присутствия в пространстве окружающего мира. Чаще всего они располагаются в различных нишах, укрытиях, щелях, незаметных для окружающих. Туда складываются разнообразные предметы, которые могут быть личностно значимыми, ценными для мальчика.

В детской субкультуре М.Осорина выделяет способы и формы свободного времяпровождения, среди которых - походы детей в различные места, разнообразные виды продуктивной деятельности детей, например, рассказывание страшных историй. Наблюдения исследователей дали возможность выделить перечень мест, которые посещают дети.

Места игр - те места, где дети собираются для тех или иных видов игр. Как правило, места игр девочек и мальчиков находятся отдельно, но неподалёку друг от друга. Для организации общей игры они собираются между этими территориями.

«Страшные места» относятся к разряду опасных, запретных и чуждых ребёнку зон пространства. Обычно это чердак, подвал, погреб, колодец, заброшенный дом и т.д. Входы в эти места являются для детей точками соприкосновения их обычного мира с миром другим - таинственным, мрачным, населённым враждебными силами. Они вызывают у детей ужас. Ребёнок, объединившись с группой других детей, пытается активно совладать с этим ужасом.

Постепенно «страшные места» становятся «страшно интересными», куда дети отправляются не только переживать, а целенаправленно их познавать, исследовать. В 6-7 лет страхи символически прорабатываются детским коллективным сознанием, а уже в младшем школьном возрасте исследование «страшных мест» становится испытанием храбрости и её тренировкой, даёт возможность удовлетворения исследовательских инстинктов и личного самоутверждения. Это также является и своеобразным выяснением статуса каждого участника в групповой иерархии.

«Интересные места» - это места, где можно беспрепятственно наблюдать чужую жизнь, отличную от жизни ребёнка. Обычно это жизнь маленьких существ (головастиков, лягушек, муравьёв) или взрослых людей, которые не знают, что на них смотрят, и заняты чем-либо интересным для ребёнка (стройка, мастерская и т.д.)

«Злачные места» - места, где добывается запретное или совершается недолжное. Самое типичное место - свалка. Она является для ребёнка изнанкой мира взрослых, его потаённой стороной, вывернутой наружу.

Вид «нечейных вещей», наличие ломаного и отсутствие какой-либо регламентации пробуждает у некоторых детей деструктивные желания. Здесь можно нарушать запреты взрослых на проявление агрессивных чувств и выплёскивать их в разрушающих действиях, за которые не будет наказания. Помойка для детей становится «островком свободы для ненормативных действий» (5, С.94). Но есть и другая сторона общения детей с помойкой, более конструктивная и творческая. Сломанные вещи, ставшие негодными для обычного употребления, могут быть использованы детьми для самых различных нужд благодаря их фантазии. Свалка становится местом творческого экспериментирования.

«Места уединения» - те места, где не потревожат, где ребёнку удобно и уютно. «Места встреч» являются местом общего сбора детей, посиделок, разговоров компании приятелей. Они выбираются там, где удобно сидеть, где много места и всех видно, где взрослые не мешают.

«Места экзистенциально-философских и религиозных переживаний» - места, самостоятельно найденные ребёнком, куда он ходит один, чтобы пережить особые состояния души.

Таким образом, в теоретической части данной работы мы рассмотрели теоретические подходы к понятию субкультуры, выделили её признаки и виды. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты, среди которых: детская игра, детский фольклор, словотворчество, детское философствование, своеобразный детский язык, табуирование имён и придумывание кличек, религиозные представления и духовная жизнь детей, увлечения, способы и формы свободного времяпровождения. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.

    Образовательная деятельность с учетом детской субкультуры.

2.1 Субкультура, как механизм социализации.

Социализация - это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам; это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.

В качестве основных задач приобщения дошкольников к детской субкультуре можно выделить следующие:

    развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;

    расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

    формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

Для решения первой и второй задач необходимо создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Используются следующие формы работы:

    презентации жизни детской группы («Новогодние фантазии», «Давайте познакомимся», «В гостях у сказки» и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;

    выставки - авторские («Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка», «Мое хобби», «Мои достижения», «Семейные увлечения» и др.) и тематические («Смеховой мир детства», «История одного предмета» и др.). Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а также дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе принципа поливариативности; праздничные события и игровые тематические проекты («Ярмарка игр», «Остров дружбы», организация работы по выпуску детского журнала «Фотомастерская»). Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;

    совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, желания «быть хорошим»).

Основные задачи, стоящие перед педагогами по улучшению социальной готовности ребенка к обучению в школе в процессе приобщения к детской субкультуре, следующие:

формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;

создание условий для обретения личностью таких социально важных качеств, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.

Для этого можно использовать:

традиционные формы работы детского сада и школы, в ходе которых происходит ознакомление с учебным заведением и расширение представлений детей о школьной жизни (экскурсии и целевые посещения школы, совместные занятия);

формы работы, способствующие непосредственному сближению дошкольников и первоклассников (встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада, совместные праздники и трудовая деятельность), благодаря чему происходит также и знакомство детей со школьной субкультурой: модой, историей школьных принадлежностей, досугом учеников и миром их увлечений.

2.2 Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре.

Выставки могут быть тематическими (коллекционные, творческие), раскрывающими или представляющими предметы, объединенные общим содержанием, и авторскими (семейные, персональные), в создании которых может принимать участие семья или же один ребенок или взрослый.

Для выставки определяется специальное место в группе, при этом учитываются тематика, объем и материалы. Выставочные материалы должны содержать информацию о владельце, экспонаты - название и имя, фамилию владельца.

Общие задачи социализации:

Создавать условия для раскрытия ребенком собственного внутреннего мира;

Осваивать социальные роли.

Формировать умение ребенка заниматься каким-либо делом рядом с другими;

Побуждать детей объединяться на основе общего интереса;

Способствовать совместному участию детей в выполнении заданий.

Помочь ребенку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»);

Дать возможность усвоить правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование игрушками, материалами).

При организации выставок особая роль отводится предварительному этапу, который включает в себя работу по накоплению, расширению или уточнению знаний детей о предметах (объектах) выставки: чтение познавательной литературы, проведение бесед, экскурсий, организация совместной продуктивной деятельности по созданию выставочных экспонатов, т.е. делается все, чтобы вызвать у ребят интерес и желание поучаствовать в мероприятии. Педагог вместе с детьми определяет место расположения выставки, проводится работа по ознакомлению с новыми социальными ролями (экскурсовод, посетитель, автор работы).

Младший и средний дошкольный возраст. В соответствующих группах устраиваются в основном тематические выставки, посвященные самым близким и значимым для ребенка предметам (модные игрушки года, игрушки из киндер-сюрпризов, наклейки и др.).

К старшему дошкольному возрасту диапазон тематических выставок расширяется. Добавляются выставки по результатам совместного творчества (творческие), авторские (персональные и семейные), отражающие увлечения детей, родителей, педагогов. Предварительная работа включает в себя продуктивную деятельность детей по созданию выставочных экспонатов, участие в определении тематики выставок и их оформлении, привлечение ребят к роли организаторов и экскурсоводов.

Презентация - активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы.

Общие задачи социализации:

Создавать условия для накопления ребенком первичного опыта общения;

Содействовать разновозрастному общению;

Оказывать помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:

Обучать детей налаживанию отношений со сверстниками;

Создавать условия для овладения разнообразными способами и средствами общения;

Воспитывать начала культурного общения;

Содействовать совместному участию детей в общем деле.

Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

Расширять круг общения детей;

Формировать способы их контактов с малознакомыми людьми;

Приобщать детей к ценностям сотрудничества;

Развивать инициативу в общении.

Большая роль в подготовке презентаций отводится предварительной работе, в которую входит:

Изготовление приглашений для детей другой группы;

Подготовка подарков и призов для гостей;

Приготовление угощений для всех участников;

Подготовка групповой среды к презентации, а также личных или групповых объектов и материалов;

Подбор и разучивание стихов, песен, рассказов, которые будут включены непосредственно в презентацию и др.

Презентации могут быть разными по структуре и по содержанию, но должны выражать общие интересы группы. Условно можно выделить презентации:

1) группы (предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых зон);

2) выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы;

3) групповых достижений, раскрывающих результаты детской группы в каком-либо виде деятельности.

Младший и средний дошкольный возраст. Данную форму работы рекомендуется проводить с детьми среднего возраста, начиная с презентаций результатов группы в каком-либо виде детской деятельности, где ребята могут продемонстрировать свои умения, например: презентация «Мир увлечений детей и родителей» (дети и родители показывают свои творческие работы). В предварительную подготовку входят изготовление приглашений, подарков для гостей, разучивание стихов, песен, проведение развлекательных игр и упражнений.

Старший дошкольный возраст. Добавляются презентации группы, например: презентация «В гостях у сказки» (дети представляют зоны группы с помощью сказочных персонажей «Лукоморья»), а также презентации выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы (традициями, отдыхом детей, праздниками и увлечениями), например: презентация «Экскурсия по фотовыставкам» (знакомство с жизнью группы через фотографии, которые отражают отдых, развлечения и деятельность детей в разное время года).

В предварительную работу входят приготовление угощений для участников и гостей, подготовка групповой среды к презентации, личных и групповых объектов, материалов, подбор развлекательных игровых упражнений, стихов, песен и рассказов.

Игровые проекты - групповые формы взаимодействия детей в деятельности, способ ее организации, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровой цели.

Общие задачи социализации:

    обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;

    осваивать разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстников;

    формировать у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.

Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:

- формировать у детей умение заниматься каким-либо общим делом рядом с другими;

- поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе общего интереса;

- способствовать совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий.

Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

- создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в продуктивных видах деятельности;

- обеспечивать ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений;

- учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;

- способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

Организация и проведение игровых проектов требуют длительного времени. Проекты могут быть как кратко-, так и долгосрочные, которые включают в себя ряд мероприятий, направленных на достижение цели. Через проекты могут быть реализованы и презентации и выставки.

К игровым проектам предъявляется ряд требований:

- обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;

- включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.

Младший и средний дошкольный возраст. Проекты рекомендуется проводить со среднего возраста, отдавая предпочтение краткосрочным, а именно: выпуск журналов про любимых сказочных героев, игрушки; оформление альбомов с фотографиями детей в разные их возрастные периоды. Например, проект «Фотомастерская» включает в себя: сбор фотографий детей группы, начиная с раннего возраста, и организацию мероприятий по заполнению фотоальбома в рамках одного возрастного периода жизни детей («Страна малышей», «Я пришел в детский сад», «Я перешел в группу») и т.д.

Старший дошкольный возраст. На этом этапе особое внимание уделяется ролевым проектам (с элементами творческих заданий, когда дети входят в образы персонажей сказок и по-своему решают поставленные проблемы) и творческим проектам.

Событие - форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей.

В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности.

Общие задачи социализации:

Создавать условия для самореализации ребенка в группе сверстников;

Развивать у детей адекватную оценку своих возможностей;

Воспитывать нравственные качества у дошкольников.

Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:

Развивать у детей самостоятельность и уважение к себе;

Поддерживать потребность в положительной самооценке;

Воспитывать желание этично вести себя по отношению к другим.

Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

Создавать условия для формирования нравственной основы личности;

Поддерживать в ребенке уважение к себе;

Развивать чувство собственного достоинства;

Способствовать проявлению доброты, отзывчивости и других благородных качеств.

События могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным датам группы, на основе событий в дальнейшем могут формироваться традиции группы, но, как правило, это самостоятельное мероприятие.

Обязателен в организации событий подбор игр и упражнений, где дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга, знакомиться, а также игр и ситуаций, направленных на формирование нравственной основы и развитие у детей чувства собственного достоинства.

В события, как и в другие формы приобщения ребят к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп.

Младший и средний дошкольный возраст. Использовать в работе с детьми такую форму работы, как события, можно, начиная со второй младшей группы, отдавая предпочтение играм и упражнениям на обучение нормам и правилам поведения, развитие начал культурного общения. Например, событие «Час улыбки и доброты» включает в себя игру, которую педагоги назвали «Сюрприз-ка»: сначала детям предлагается встать в круг, почувствовать тепло рук, улыбнуться друг другу, а затем по очереди, сказать о каждом ласковые и добрые слова после чего все участники получают призы, которыми по желанию можно поменяться с другом.

Старший дошкольный возраст. На этом этапе при проведении событий ставятся уже более сложные задачи на осознание и творческое применение норм и правил поведения, самореализацию ребенка в группе сверстников и адекватную оценку своих возможностей. В события включаются игры, в которых дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать друг друга ближе. Например, «Ярмарка игр»; ребята старшей группы зазывают детей средней для участия в разных играх, последние самостоятельно определяют место для игр и тех, с кем будут играть.

В событиях, приуроченных к темам и датам: «Пасха», «Остров дружбы», с целью сплочения группы используется практическая деятельность (украшение пасхальных яиц) и блок игр для сближения и знакомства детей друг с другом.

В каникулярный период в дошкольном учреждении целесообразно проводить различные тематические праздники: «Царица-водица» (круговорот воды в природе, польза воды и бережное отношение к ней), «День пожилых людей», «Мой четвероногий друг», «Пожарный - это тот, кто тушит огонь».

Таким образом, педагогический коллектив создает условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста детей, видит перспективы в совершенствовании приемов работы по социально-нравственному воспитанию и развитию дошкольников.

Заключение.

Целью нашей работы было изучение особенностей детской субкультуры как механизма социализации дошкольника. Для достижения цели нами были решены следующие задачи: мы рассмотрели теоретические подходы к понятию субкультуры, выделили её компоненты, раскрыли особенности детской субкультуры, определили особенности образовательной деятельности с учетом детской субкультуры.

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир. В теоретической части данной работы мы рассмотрели теоретические подходы к понятию субкультуры, выделили её признаки и виды. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты, среди которых: детская игра, детский фольклор, словотворчество, детское философствование, своеобразный детский язык, табуирование имён и придумывание кличек, религиозные представления и духовная жизнь детей, увлечения, способы и формы свободного времяпровождения. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.

Во второй части нашей работы мы приходим к выводу, что приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем, а педагогический коллектив создает условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста детей. И должен видеть перспективы в совершенствовании приемов работы по социально-нравственному воспитанию и развитию дошкольников.

Список литературы.

    Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре [Текст] : - М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, Воронеж, 2000. – 416 с.

    Иванова, Н. О детской субкультуре [Текст] / Н. О. Иванова //Дошкольное воспитание, -2004.- № 4.-С. 187-207.

    Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры [Текст] / В. Кудрявцев, Т. Алиева //Дошкольное воспитание, -1997-, -№ 3- С.87-91, -№ 4- С. 64-68.

    Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. В. А. Сластёнина. – М.И «Академия», 2000. – 200 с.

    Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. [Электронный ресурс]: / М. В. Осорина. – Электрон. дан.- «Питер», 2008. – 304 с. – Режим доступа: http://psi-gram.livejournal.com/69546.html. – 28.04.2013.

    Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368с.

    Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] : учебное пособие / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - Москва: Владос, 1999. - 360 с.

Субкультура (от лат. sub – «подкультура») – совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура – это автономное относительно единое образование. Она характеризуется рядом так или иначе выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также иерархию; набор предпочитаемых источников и н формации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой образования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциаль-но-

стью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами.

Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.