Это детско-юношеский фолк-хоррор про куклы-мотанки
«Девка-баба», по словам самой постановщицы, первый в истории фильм о мотанке — древней обрядовой кукле без лица, которая олицетворяет внутреннюю женскую гармонию и по сюжету помогает пережить кризис взросления 12-летней девочке. Главная героиня (её сыграла звезда «Одного маленького ночного секрета» Таисья Калинина) делает такую необычную куклу, которая оказывается ещё и волшебной. Почему лучше не плакать, когда отказываешь уже утверждённому артисту, и причём тут режиссёрская ответственность, почему питчинг питчингу рознь и стоит ли режиссёру экономить деньги – о создании своего дебютного полного метра Фильм Про рассказала режиссёр Аглая Набатникова.
«Шаг навстречу зрителю нужно делать за счёт сценария»: Аглая Набатникова про свой дебютный фильм «Девка-баба»
© Кадр из фильма «Девка-баба»
Как пришла идея фильма
Я сама мотаю кукол уже пять лет. Мы с моим мужем Андреем Рубановым (он известен как сценарист фильма «Викинг») увлекаемся славянской тематикой. Я мотала куклы, это женская практика, а Андрей делал костюмы и доспехи из кожи.
И мы ещё написали книгу «Финист, ясный сокол», тоже на эту же тему сказку. По моему сценарию Андрей написал книгу, получил национальный бестселлер, и мы поняли, что у нас эта тема получается, она нас творчески вдохновляет, и мы вместе придумали историю про девочку, которая учится мотать куклу и переживает вместе с этой куклой личную трансформацию. Мне хотелось акцентировать внимание на вот этом времени в жизни девочки, когда она превращается из ребёнка в подростка.
Трейлер фильма «Девка-баба»
Про питчинги
Конечно, получилось всё не с первого раза. Сначала мы подавались с этой историей в Фонд кино. Питчинг прошёл неудачно, мы все очень расстроились. Потом нам посоветовали податься в Минкульт, потому что наша история связана с традицией и культурой. В каком-то смысле она не коммерческая даже, поэтому Фонд кино просто оказался не нашей аудиторией. А в Минкульте нас поддержали. Это всё-таки авторское кино – моя идея и сценарий, написанный под меня, на близкую мне тему.
Про режиссёрскую ответственность
Был сложный кастинг. Я утвердила 14-летнюю девочку на главную роль. Я не была уверена в своём выборе, но, условно говоря, я никого лучше просто на тот момент не нашла. А потом я вдруг увидела Тасю, интервью с ней, и я поняла, что это она. И я прям ночью написала сообщение кастинг-директору, что завтра же хочу видеть её на пробах. И всё так сложилось очень удачно. Тася очень много снимается, но в тот момент она была свободна. Я старалась сделать пробу совершенно такой же, попробовать девочек в равных условиях. Приехала из Питера на пробы актриса Юлия Марченко, которая исполнила роль мамы.
И вот эту сцену с мамой у меня попробовали обе девочки в один день. Тогда я и поняла, что всё-таки это Тася. И мне пришлось… представьте, девочка учится на актёрском факультете, ей 14 лет, её утвердили на главную роль, она уже рассказала об этом родителям. Был, конечно, очень тяжёлый момент, когда мне пришлось сделать этот выбор. На этой встрече меня хотели поддержать продюсеры, кастинг-директоры. Они предлагали самим поговорить с ней. Но я сказала, что это моя ответственность, моё решение, это должна делать я.
И я встретилась с Женей Клим, этой девочкой, которая была изначально утверждена. И я... начала плакать. Я сломала ситуацию. Плакать должна была она, но я начала первая. Я попросила у неё прощения, но она оказалась очень... она неожиданно хорошо это приняла. Она начала меня утешать, говорить, что Тася действительно очень талантливая, она хорошо исполнит эту роль, я правильно решила и так далее. То есть девочка оказалась очень сильной, храброй. Я надеюсь, что я с ней ещё поработаю. Но для этой роли была нужна Тася.
Про работу с детьми
Андрей (прим. Андрей Кравчук, худрук проекта) сказал мне: ты с ума сошла, я с одним-то ребёнком в «Итальянце» еле справился, а у тебя целых трое, зачем ты вообще себе устроила такие проблемы? Это невозможно будет снять.
Но оказалось, что это вообще самое лёгкое, что мне удалось. В том смысле, что мне больше нравится работать с детьми. У нас прекрасное взаимопонимание. Мне вообще, честно говоря, сложно работать со взрослыми актёрами. Я пришла к этому выводу в сравнении. С детьми у меня вообще нет никаких проблем.
Про куклы в фильме
Это МакГаффин. То есть это такой предмет, который двигает сюжет. Но на самом деле, конечно, фильм про людей, а не про кукол. Но это образ трансформации, потому кукла двойная и называется «Девка-баба». То есть она сначала девочка, а потом мы её переворачиваем, и она становится уже не девочкой. Это не придуманное название, а действительно часть традиции — русских, малороссов и белорусов. Было важно подчеркнуть наши общие корни.
Девка — это в славянском понимании просто не замужняя девушка, а баба — это замужняя женщина. Вот, собственно, и разница. Суть трансформационная в том, что каждая баба содержит в себе девку, а каждая девка содержит в себе бабу. То есть это два разных состояния, но, условно говоря, они друг другу помогают.
Мы мотали куклы специально для фильма. На самом деле это самый первый фильм про кукол-мотанок вообще. Никто к этой теме до меня не обращался. И нам надо было смотать всех кукол. Мотала моя наставница и девочки с нашего семинара.
Про режиссёрское высказывание
Я хотела рассказать о личной трансформации, которую переживает героиня, переходя в более осознанный возраст, когда она уже становится личностью. Трансформация — это процесс сложный, болезненный. Девочка проходит через неуверенность в себе, через адаптацию к проблемам в семье. Я считаю, что это универсальная тема, она всегда актуальна.
Моя идея была в том, чтобы показать, что мир детей серьёзный, а мир взрослых довольно абсурдный и выглядит немного нелепо. Дети умнее взрослых, и они даже с неким сочувствием смотрят на взрослых и их дела.
Про сегодняшние проблемы в киноиндустрии
Когда я начинала свой режиссёрский путь, все было намного сложнее, чем сегодня. Я считаю, что Министерство культуры делает очень много для молодых режиссёров. В частности, Ольга Борисовна Любимова.
Я вижу какие-то подвижки в том, чтобы индустрия стала более открытой, было больше возможностей у людей из провинции попасть в индустрию. Я считаю, что основная наша проблема в отсутствии социальных лифтов. Нет способа режиссёру пробиться к продюсеру, получить бюджет и так далее. Это всё очень сложно и всегда было построено в основном на каком-то кумовстве. Не все режиссёры, да и вообще не все талантливые люди умеют быть удобными или приятными, пробиваться через нетворкинг. То есть это совсем другое качество, чем художественный талант.
Сейчас появились эти лифты. Я вижу, у нас открываются возможности для людей. Мне кажется, сейчас хорошее время, чтобы начинать карьеру. Появляются конкурсы, где человек может со своим сценарием, со своей идеей обратиться. У меня племянник тоже хочет быть режиссёром, и он участвует в питчинга достаточно успешно.
Режиссёру не нужно стремится сэкономить деньги
Если режиссер стремится сэкономить бюджет, то он думает не о том. Это уже задача продюсера думать, как сэкономить бюджет, сохранив идею режиссёра. Но в целом талантливые люди могут снимать, конечно, на силе духа, в ужасных условиях и таким образом экономить бюджет продюсера. Сделает ли это кино качественнее? Другой вопрос.
Про важность сценария
Я советую всем искать сценариста и работать с хорошим сценарием, потому что у меня у самой был этот недостаток, я недооценивала важность этого. И хотя наш мастер Владимир Хотиненко нам об этом говорил в институте, но это как-то в одно ухо влетело, в другое вылетело. Мои проблемы с короткими метрами были связаны со слабыми сценариями, которые я писала сама.
Режиссёр излишне увлекается формой, забывая об истории. Он очень часто недооценивает содержание, а фильм должно быть интересно смотреть. Даже если вы поставите очень красивый кадр и у вас замечательно будет играть артист, но если в этом не будет цепляющей истории, зритель просто не досмотрит до вашего фантастического пролёта или какой-то панорамы. Он просто это не увидит. Шаг навстречу зрителю нужно делать за счёт сценария.
Источник: filmpro.ru