Специалисты отряда БПЛА «Русские ястребы» разработали наземный дрон «Скорпион-М», кадры применения которого на Донецком направлении СВО показало Минобороны РФ. Этот аппарат способен вести разведку, проводить разминирование, осуществлять эвакуацию раненых и доставку грузов. Кроме того, «Скорпион-М» может использоваться в качестве дрона-камикадзе. Эксперты отмечают востребованность таких аппаратов в войсках и прогнозируют расширение их производства.
- Управление дроном «Скорпион-М»
- © Министерство обороны РФ
Минобороны РФ опубликовало материал, посвящённый использованию на Донецком направлении СВО автоматизированной наземной платформы «Скорпион-М», созданной специалистами отряда БПЛА «Русские ястребы» Южной группировки войск.
Как сообщили в ведомстве, «Скорпион-М» применяется для проведения разведки местности, траления обрывных и нажимных датчиков цели, противопехотных мин и самодельных взрывных устройств, доставки на позиции противника штатных зарядов разрушения массой до 40 кг.
Базирующийся на четырёхколёсной платформе аппарат при весе до 20 кг отличается высокой манёвренностью при передвижении как по среднепересечённой местности, так и в условиях городской застройки. Его скорость может достигать 3,3 м/с, а время автономной работы от встроенного аккумулятора — четыре часа.
Как пояснили в МО, комплекс был разработан специалистами отряда беспилотных летательных аппаратов «Русские ястребы».
«Это не промышленная разработка. Всё сделано своими руками... Начали с FPV, потом «телегу». Не один человек, конечно, этим занимается. С группой людей потихонечку собираем. Смотрим, какие есть недостатки на испытаниях, боевых выходах», — рассказал боец с позывным Фартовый.
- Применение в зоне СВО наземного дрона «Скорпион-М»
Он добавил, что «Скорпион-М» может использоваться для эвакуации раненых или в качестве дрона-камикадзе.
«Птицы» всегда в небе. Те же самые сбросы, камикадзе — всё это в небе. И эвакуация, подвоз боекомплекта или провизии — это опасно. А с такой «телегой» спокойно можно без потерь всё доставить», — отметил военный.
На Международном военно-морском салоне «Флот-2024» в Кронштадте был представлен дрон «Трионикс-6М». Как отмечают разработчики, аппарат...
В свою очередь, военнослужащий с позывным Николаевич среди достоинств «Скорпиона-М» выделил большую массу полезной нагрузки по сравнению с БПЛА.
«В принципе, ничего сложного в этих устройствах нет. Это, по сути, одна из разновидностей FPV-дрона, только колёсная. За счёт того, что едет по земле, имеет большую ёмкость аккумуляторов — это позволяет везти большую массу полезной нагрузки. Это может быть доставка боеприпасов до вновь занятой позиции, можно подвезти продукты, воду, медикаменты какие-то, аккумуляторы, средства связи, — пояснил боец. — Тут ничего нового. Я всем говорю, что это на самом деле советский журнал «Моделист-конструктор» 1980-х годов, просто помноженный на современные средства управления, ёмкие батареи, которых не было раньше, и жизненную необходимость в этих устройствах».
«Самостоятельно возвращаться на базу»
Отметим, что накануне госкорпорация «Ростех» продемонстрировала кадры испытаний роботизированной платформы «Импульс-М». Аппарат был создан компанией «Гумич» при участии специалистов «Ростеха».
В отличие от «Скорпиона-М», он выполнен на гусеничной базе. Как отмечают разработчики, такое шасси отличает высокая надёжность и ремонтопригодность в полевых условиях. В частности, «Импульс-М» может продолжать движение даже без нескольких катков.
При длине порядка 2 м «Импульс-М» обладает высокой грузоподъёмностью: по горизонтальной поверхности он перевозит груз массой около 1 т, в подъём 30 градусов аппарат способен поднять 500 кг, а на прицепе тянет до 1,5 т.
Разработчики уделили особое внимание устойчивости канала управления дроном в условиях работы вражеских средств РЭБ.
«В комплексе «Импульс-М» реализованы различные виды связи оператора с роботом, что должно обеспечить его высокую устойчивость к помехам в условиях работы систем радиоэлектронной борьбы противника. Элементы искусственного интеллекта и система технического зрения позволяют комплексу при обрыве связи самостоятельно возвращаться на базу при полной потере связи с оператором», — рассказали в «Ростехе».
На «Импульс-М» можно устанавливать различные боевые модули, в том числе с противотанковыми ракетами. Робот также может применяться для доставки противотанковых мин или использоваться для гражданских целей в различных областях хозяйства.
«В рамках испытаний «Импульс-М» прошёл различные ходовые тесты — движение по пересечённой местности, преодоление бродов и траншей. Также робот поднимал груз в горку длиной несколько десятков метров и преодолевал с ним брод с имитацией выхода на пологий берег», — подчеркнули в «Ростехе».
«В воздухе, на воде и на суше»
В России разрабатываются и другие подобные устройства. В последнее время сообщалось о применении или об испытаниях дрона-камикадзе «Лягушка», многофункциональных роботизированных комплексов «Депеша» и «Багги», а также устройств разминирования «Сталкер» и «Челнок».
- БРГ-1 с устройством для подавления дронов во время испытаний по перевозке раненых
- © НПП «Герань»
Интерес у специалистов также вызывают робототехнические платформы БР-1, БР-2 и БРГ-1, которые были впервые продемонстрированы публике в октябре 2023 года. Как сообщил тогда ТАСС со ссылкой на научно-производственное объединение «Грань», эти аппараты применялись в зоне спецоперации и получили положительные отзывы.
Обновлённый российский беспилотник Supercam S350M может работать в качестве ретранслятора сигнала, рассказали в группе компаний...
«В общей сложности в зоне СВО применяют порядка 60 наших боевых роботов. Платформы управляются с джойстика. Российские военнослужащие очень быстро овладевают управлением», — отметили в НПО «Грань».
По данным СМИ, БР-1 предназначен для постановки мин — машина имеет максимальную грузоподъёмность до 150 кг. В свою очередь, БР-2 применяется при штурмовых действиях и оснащается подвижной турелью с автоматом, пулемётом, гранатомётом или противотанковым ракетным комплексом.
БРГ-1 создан для медицинской эвакуации и доставки грузов. Дрон способен увезти раненого бойца из опасной зоны волоком на рулонных спасательных носилках. При этом устройство может тянуть до 250 кг и развивать скорость до 15 км/ч. Дальность связи с аппаратом достигает 5 км при использовании ретранслятора.
По словам руководителя Международного учебного центра беспилотной авиации Максима Кондратьева, в зоне специальной военной операции сейчас крайне востребованы подобные устройства.
«Такие аппараты позволяют военным эффективно выполнять задачи без риска для жизни. Особенно это актуально на фоне большого числа FPV-дронов противника, которые висят в воздухе», — отметил Кондратьев в комментарии RT.
Как констатирует кандидат военных наук Сергей Суворов, наземные дроны пока что реже применяются в ходе СВО, чем БПЛА, однако он выразил уверенность, что ситуация будет меняться по мере налаживания их серийного выпуска.
«БПЛА зачастую делают из уже готовых, в том числе импортных, запчастей, которые надо просто собрать. А тут необходимо разработать ходовую часть и так далее. Так что по мере расширения производства наземных дронов будет расти и частота их использования в СВО и других операциях», — сказал аналитик.
Максим Кондратьев придерживается аналогичной точки зрения. По его мнению, сейчас начинается эпоха наземных дронов.
«Наземные роботы эффективны и стоят не так много. Кстати говоря, к таким дронам относятся не только колёсные или гусеничные машины, но и различные шагающие устройства. Следующей фазой станет развитие надводных и подводных дронов. Дальше будет налаживаться взаимодействие между ними — начнётся формирование комбинированных роевых структур в воздухе, на воде и на суше», — резюмировал эксперт.