Визуальные эффекты в кино существуют уже больше века. Кто-то в силу времени и возможностей придумывал собственные хитрости, чтобы впечатлить зрителя или добиться желаемого визуала. Кто-то вручную вырисовывал каждый пиксель. А кто-то с помощью технологий создавал впечатляющий реализм и невероятный масштаб.
15 фильмов, совершивших революцию в спецэффектах
1. Путешествие на Луну (1902)
Режиссёр и постановщик визуальных эффектов: Жорж Мельес
Страна: Франция
Год: 1902
Астрономы летят на Луну, выстрелив собой из огромной пушки. Подборку заслуженно открывает фильм-первооткрыватель, пионер в области спецэффектов. В то время, когда люди всё ещё боялись, что их собьёт поезд, проезжающий на экране, Жорж Мельес изобретает новый способ съёмки, который заставляет поверить в нереальное. Спецэффект substitution splice построен на статичном кадре, в котором меняется лишь один или несколько элементов. В момент смены кадров киноплёнки объект может либо исчезнуть, либо появиться, либо как-то трансформироваться. Главное, чтобы камера оставалась в закреплённом положении. Этот трюк можно заметить и в более ранних работах Мельеса, но настолько реалистично и гладко, насколько это было возможно в начале 20 века, приём выглядит именно в «Путешествии на Луну». Взрывы, огонь, выстрелы, живые звёзды и Луна, подвижные грибы — всё выглядит действительно фантастично.
2. Кинг-Конг (1933)
Режиссёр: Мериан Купер, Эрнест Шодсак
Главный супервайзер визуальных эффектов: Уиллис Х. О'Брайен
Страна: США
Год: 1933
Съёмочная группа ловит громадную обезьяну на тропическом острове и привозит её в Нью-Йорк, но случается неожиданное: животное влюбляется в светловолосую актрису. Легендарный фильм, продолжения и ребуты которого выходят и по сей день. Это, наверное, один из самых ярких примеров stop motion анимации. Только представьте, как долго и кропотливо проходит работа над такой техникой сегодня и как тяжело было совместить кукол и живых актёров в одном кадре в 1930-х годах! Высота каждой модели Кинг Конга достигала 45 см. Его сражение с тираннозавром сначала было записано с помощью настоящих бойцов, которым было необходимо максимально точно изобразить удары больших созданий, которые потом дорабатывали аниматоры. Натуральные фоны, покадровая анимация и комбинированная съёмка вылились в настоящий прорыв в спецэффектах и дали большой толчок к развитию индустрии.
3. 2001 год: Космическая одиссея (1968)
Режиссёр: Стэнли Кубрик
Главный супервайзер визуальных эффектов: Том Ховард
Страна: США
Год: 1968
Капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и бортовой компьютер HAL 9000 отправляются на Юпитер, чтобы разобраться в происхождении инопланетного артефакта, найденного на Луне. Фильм, получивший «Оскар» за визуальные эффекты в 1969 году, снят легендой кинематографа Стэнли Кубриком. Он вместе с большой командой придумал множество интересных способов съёмки, альтернатив которым в то время просто не было. Например, были задействованы детализированные миниатюрные модели и макеты, которые перемещали на длинной рельсе. Декорации были выстроены профессионалами, которые до мелочей продумали и дизайн, и функциональную часть. Чтобы получилась реалистичная невесомость, создатели приклеивали предметы к стеклу обычным двухсторонним скотчем, а людей снимали под таким ракурсом, что не было видно тросов, на которых они висят. Просто невозможно поверить, что эта картина вышла в конце 60-х годов: «Космическая одиссея» даже сейчас выглядит весьма достойно, изобретательно и революционно.
4. Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда (1977)
Режиссёр: Джордж Лукас
Главный супервайзер визуальных эффектов: Джон Дайкстра
Страна: США
Год: 1968
Юный джедай Люк Скайуокер и его команда спасают принцессу Лею и мир от сил Империи и её разрушительного устройства Звезды смерти. «Звёздные войны» — франшиза, фанаты которой находятся по всему миру и в невообразимом количестве. Её персонажи стали примерами для подражания для многих людей, а создатели сделали настоящий прорыв в спецэффектах. Отец киновселенной Джордж Лукас вместе с Джоном Дайкстрой основали Industrial Light & Magic*,* одну из самых первых и влиятельных студий в мире по созданию визуальных эффектов. Первые «Звёздные войны» и стали их дебютом.
Как «Звёздные войны» снимали на «революционную» камеру
Именно на съёмках этой картины была доведена до ума технология motion control, которая позволила сделать полёты космических кораблей в разы реалистичнее. Суть заключалась в том, что теперь свободно и по нужной траектории двигалась камера, а не объект, благодаря чему модель космолёта не тряслась и, снимаясь на зелёном фоне, выглядела так, как будто и правда летит. Конечно, компьютерная графика в «Новой надежде» тоже прорывная: световые мечи, сражения в космосе. Картина Лукаса на долгое время стала эталоном спецэффектов.
5. Супермен (1978)
Режиссёр: Ричард Доннер
Главный супервайзер визуальных эффектов: Рой Филд
Страна: США
Год: 1978
Инопланетянин младенцем попадает на Землю и, повзрослев, становится величайшим героем планеты. Фильмы про супергероев в то время вряд ли можно было назвать достаточно реалистичными. Однако одному из самых популярных персонажей DC Comics всё же удалось впечатлить зрителя натурализмом его способности летать. Полёты Супермена получились очень убедительными благодаря соединению камеры с зумом и фронтпроекции — методу съёмки, когда актёра снимают на ранее отснятом фоне. Но самой революционной частью в картине с Кристофером Ривом в главной роли были вступительные титры. «Супермен» 1978 года стал первым фильмом, в котором появились титры, созданные с помощью компьютерной графики.
6. Трон (1982)
Режиссёр: Стивен Лисбергер
Главный супервайзер визуальных эффектов: Ричард Тейлор
Страна: США
Год: 1982
Программист Кевин Флинн попадает в мир компьютерных игр, где ему предстоит поучаствовать в схватке с хозяином этой виртуальной вселенной. «Трон» — важная веха в истории спецэффектов. В общей сложности в картине около 20 минут видеоряда, созданного компьютером. По сути, это был первый фильм, в котором визуальные эффекты сыграли такую большую роль. В остальном герои и дизайн окружения были сделаны с помощью подсвеченной анимации, ротоскопирования: актёров снимали на тёмном фоне, используя чёрно-белую плёнку, далее кадр увеличивали, наносили на полупрозрачный лист, размещали перед источником света и фотографировали через фильтр нужного цвета.
7. Молодой Шерлок Холмс (1985)
Режиссёр: Барри Левинсон
Команда супервайзеров визуальных эффектов: Деннис Мурен, Кит Уэст, Джон Р. Эллис и Дэвид У. Аллен
Студия: Industrial Light & Magic (ILM)
Страна: США
Год: 1985
Подросток Шерлок Холмс расследует дело про таинственные смерти в Лондоне. Картина про великого сыщика не возымела успеха в бокс-офисе и не сильно понравилась зрителям, но сыграла ключевую роль в развитии CGI. Это был первый фильм, в котором появился герой, созданный исключительно посредством компьютерной графики. Над созданием визуальных эффектов в экранизации Шерлока работала всё та же компания Industrial Light & Magic Джорджа Лукаса. Не менее важно, что персонаж, полностью созданный при помощи CGI, ещё и взаимодействовал с живым актёром, что добавляет фильму значимости.
8. Кто подставил кролика Роджера (1988)
Режиссёр: Роберт Земекис
Режиссёр анимации: Ричард Уильямс
Студии: Walt Disney Animation UK и Walt Disney Feature Animation
Страна: США
Год: 1988
Кролик Роджер обращается к частному детективу, чтобы тот помог доказать его невиновность в убийстве. Фильм Роберта Земекиса о мире настоящих людей и анимационных персонажей получил четыре «Оскара»: за монтаж, визуальные эффекты, монтаж звука и особые достижения. Каждый, кто смотрел эту картину, наверняка отметит, как лаконично и органично выглядят нарисованные персонажи рядом с реальным человеком. Подобные фильмы были и раньше, но подход здесь совсем иного уровня. Чтобы актёры понимали, как лучше отыгрывать взаимодействие с анимационными персонажами, на площадке задействовали куклы, которых художники на пост-продакшене потом вручную перерисовывали. Сцен, где объединены мультипликация и реальность, стало больше — так создатели погружали в местный мир и улучшали привыкание зрителя и органичность. Невероятная работа над светом и тенью тоже была проведена, что добавило объёма и лаконичности в нарисованных персонажей.
9. Терминатор 2: Судный день (1991)
Режиссёр: Джеймс Кэмерон
Главный супервайзер визуальных эффектов: Деннис Мурен
Студии: Industrial Light & Magic (ILM), компания Стэнли Уинстона, Fantasy II Film Effects и 4-Ward Productions
Страна: США
Год: 1991
Киборг защищает 10-летнего Джона Коннора от опасного и более продвинутого киборга. Всеми любимый сиквел о человекоподобном роботе в обличии Арнольда Шварценеггера — великий труд Джэймса Кэмерона, который, как и Джордж Лукас, сделал неимоверно много для развития визуальных эффектов в кино. Блокбастер 1991 года выглядит потрясающе и по сей день: звуки, грим и особенно спецэффекты. Антропоморфный киборг T-1000 — первый персонаж, сделанный посредством компьютерной графики, который играет настолько ключевую роль в сюжете. Героя создавали около 8 месяцев: технологии и костюмов motion capture тогда ещё не было, поэтому все движения и мимику киборга приходилось делать вручную. А ядерный взрыв из середины фильма в то время был признан особенно правдоподобным и продуманным.
10. Парк Юрского периода (1993)
Режиссёр: Стивен Спилберг
Студии: Industrial Light & Magic (ILM) и компания Стэнли Уинстона
Страна: США
Год: 1993
Небольшая группа людей посещает тематический парк с клонированными динозаврами, которые внезапно из него сбегают. Перед Стэном Уинстоном, который до этого работал над вторым «Терминатором», стояла задача создать максимально реалистичных и подлинных динозавров. Вместе с учёными-палеонтологами команде фильма удалось создать впечатляющих кукол-аниматроников. Некоторые из них получались громадными: например, модель тираннозавра достигала 12 метров в длину и весила около 6 тонн. Над движениями существ трудились уже в основном CGI-специалисты. Чтобы правильно смоделировать движения, команда вместе с палеонтологами изучала то, как двигаются животные. Анализировали многих: от игуаны до слона. Стивен Спилберг и его большая команда провели тяжелейшую и очень массивную работу, которая в итоге вылилась в потрясающий фильм, а также в фактурных и, главное, невероятно правдоподобных динозавров.
11. Матрица (1999)
Режиссёр: Братья Вачовски
Главный супервайзер визуальных эффектов: Джон Гаэта
Студии: Manex Visual Effects (MVFX)
Страна: США, Австралия
Год: 1993
Нео встречает незнакомку и узнаёт, что его мир — зловещий обман. Культовая лента сестёр Вачовски заинтересовала зрителя и оригинальным раскрытием сюжетного концепта, и визуальными эффектами. Самым технологичным моментом в фильме, который навсегда закрепился в поп-культуре и по сей день пародируется, является сцена пролёта пуль над Нео в slow motion. Эффект, который здесь задействован, называется bullet time. Его принцип несложен, но вполне изобретателен. Вокруг актёра выставляется большое количество фотоаппаратов, каждый из которых делает снимки, благодаря чему и создаётся иллюзия застывшего и замедленного кадра. Далее убирают лишние элементы по типу тросов, вместо зелёного фона подставляют нужный и прорисовывают промежуточные кадры и пули.
12. Властелин колец: Две крепости (2002)
Режиссёр: Питер Джексон
Ceпервайзеры спецэффектов: Джим Райджил, Джо Леттери
Страна: США, Новая Зеландия
Год: 1993
Фродо и Сэм направляются в Мордор вместе с Голлумом, а разделённое братство противостоит Саруману. Ещё одна культовая франшиза, много привнёсшая в поп-культуру и развитие спецэффектов. Во-первых, при создании фильма (и в целом трилогии) была придумана и реализована система Massive. Она помогала разрабатывать реалистичные сцены крупных сражений, что знатно облегчало процесс создания картины. Massive работала посредством активного использования искусственного интеллекта, который одновременно управлял всеми модельками (персонажами или деталями) во время баталий. Таких моделей могло быть несколько тысяч, и все они выглядели и вели себя максимально натурально. Во-вторых, именно в «Двух крепостях» раскрылся Голлум, которого сыграл Энди Серкис. До сих пор это один из самых ярких и живых CGI-персонажей. Только над его созданием работало 18 человек, а Серкису пришлось многократно отыгрывать свою роль в костюме захвата движения и без.
13. Трансформеры (2007)
Режиссёр: Майкл Бэй
Главный супервайзер спецэффектов: Скотт Фаррар
Студии: Industrial Light & Magic (ILM), Digital Domain и «The Asylum»
Страна: США
Год выпуска: 2007
В инопланетную вражду между автоботами и десептиконами поневоле вмешивается обычный подросток Сэм Уитвики. Блокбастер мирового уровня от Майкла Бэя, любителя масштабных сражений и обилия CGI. Большие фотореалистичные роботы, один дизайн которых захватывает дух, созданы с тончайшим вниманием к деталям. У команды Бэя получилось проработать каждого трансформера и, собственно, его трансформацию так, как будто это возможно и в реальной жизни: все размеры и объёмы учтены, а детали не влезают в текстуры друг друга. Такой уровень эпичности и в статике, и в битвах, созданный благодаря гениально проработанному звуку и фантастично правдоподобной графике, редко можно встретить в современных блокбастерах: да, эпичность там есть, но не настолько завораживающая и уникальная.
14. Загадочная история Бенджамина Баттона (2008)
Режиссёр: Дэвид Финчер
Студии: студии Digital Domain, Matte World Digital
Страна: США
Год выпуска: 2007
Драма про мужчину, который родился старым и по мере взросления молодел. Фильм собрал три «Оскара»: за декорации, визуальные эффекты и грим. Безусловно, гримёры проделали немалую работу, но и CGI-специалисты постарались на славу. В первой части ленты, когда герой Брэда Питта — старик, без графики было не обойтись. Бенджамина рисовали по лицу Питта, которого заранее записали вместе с отыгрышами сцен так, чтобы все движения мышц лица актёра перенеслись на состаренную версию его персонажа. В результате получился очень убедительный старик, посмотрев на которого сложно узнать молодого Питта.
15. Аватар (2009)
Режиссёр: Джеймс Кэмерон
Главный супервайзер визуальных эффектов: Джо Леттери
Студии: Weta Digital, Industrial Light & Magic, The Foundry
Страна: США, Великобритания
Год выпуска: 2009
Морской пехотинец Джейк Салли с помощью переселения разума отправляется на планету Пандора и разрывается между выполнением боевых приказов и спасением его нового дома. В подборке о лучших спецэффектах без прорывной картины Джеймса Кэмерона обойтись просто нельзя. «Аватар» — фильм-революция, кинолента, которая вывела motion capture и 3D-моделирование на поднебесный уровень. Команда проекта разработала новую систему захвата движений под названием perfomance capture. Благодаря такой системе в момент съёмки можно видеть самого героя, уже воссозданного, в реальном времени с его мимикой и движениями. А благодаря Simulcam, всё так же придуманной на съёмках «Аватара», герой отображался сразу в необходимых обстоятельствах виртуального мира.
Фильм поразил своим графическим размахом, невообразимым масштабом и проработкой. Неудивительно, что «Аватар» долгое время был самым кассовым фильмом в мире. Кстати, в итоге, полностью готовая кинокартина весила около 1024 терабайт — даже звучит головокружительно.
Источник: filmpro.ru